Социализация человека как социально-педагогическое явление (Лекция 2)

1. Факторы социализации и их типология

2. Этапы и фазы социализации.

 

Информационные ресурсы:

1. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Владос, 2003. – 224 с.

2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика среды: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 300 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496699 (дата обращения: 17.03.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9742-9. – DOI 10.23681/496699. – Текст: электронный.

3. Мудрик, А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. – 248 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469689 (дата обращения: 17.03.2020). – ISBN 978-5-4263-0461-1. – Текст: электронный.

4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Акад. проект, Екатеринбург: Деловая кн., 2003. – 528 с.

5. Социальная педагогика: учебник / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, О.Г. Прохорова и др.; под ред. И.А. Липского, Д.Е. Сикорской. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 279 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495832 (дата обращения: 17.03.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02024-7. – Текст: электронный.

6. Титов, В.А. Социальная педагогика: конспект лекций / В.А. Титов. –: Приор-издат, 2003. – 162 с. – (Конспект лекций). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56310 (дата обращения: 17.03.2020). – ISBN 5-9512-0101-2. – Текст: электронный.

7.

1. Факторы социализации и их типология

 

Составляющие социализации (по А.В. Мудрику):

· стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурны­ми реалиями);

· относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законода­тельные, организационные меры для решения своих задач, ко­торые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.);

· относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

· более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Он начинается с появления человека на свет и формирования его сознания, а завершается с его смертью.

Основные виды социализации как процессы усвоения личностью социальных ролей: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, этносоциализация, субкультурно-групповая (Н.Ф. Маслова).

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человек) для естественного социального развития как личности. Как проявление это социальная реакций человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать от своих сверстников или опережать их. В этом случае социализа­ция как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее зна­чимые общественные явления и факты реальной действитель­ности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являю­щиеся продуктами общественного сознания.

Социальный опыт представляет собой совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв­ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей (Л.В. Мардахаев).

Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека, оказывает прямое или кос­венное воздействие на эффективность процесса социализации.

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: Мегафакторы: космос, планета, мир; макрофакторы: страна, этнос, общество, государство; мезофакторы: регион, тип поселения, средства массовой коммуни­кации, субкультура; микрофакторы: институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников, соседство.

Важную роль для развития культурной среды школы играют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям, педагогические спо­собности и качества, взаимодействие субъектов и др. Социокуль­турные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влия­ние на развитие культурной среды школы. К основным куль­турно-образовательным факторам по результатам исследова­ния отнесены: государственные решения в области образования; уровень развития науки в стране, свидетельствующий о воз­можности теоретически обоснованного решения проблемы; уро­вень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности; особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструкту­ры (Л.В. Мардахаев).

В словарях фактор определяется как одноиз необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия, или факторы, социализации в обобщен­ном виде можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – Космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами фак­торов).

Третья – мезофакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждал в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты принадлежность человека к тому или другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей в качестве такого фактора рассматривают нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактичес­ки даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены, выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере.

ХАРАКТЕРИСТИКУ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ следует изучить в следующих источниках:

1. Мудрик, А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. – 248 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469689 (дата обращения: 17.03.2020). – ISBN 978-5-4263-0461-1. – Текст: электронный (характеристика факторов социализации на С.25-63)

2. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика среды: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 300 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496699 (дата обращения: 17.03.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9742-9. – DOI 10.23681/496699. – Текст: электронный. (характеристика факторов социализации на С.41-53)

 

 

Механизмы социализации.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Так, травматический опыт, полученный в раннем или дошкольном детстве (до 6 лет) – унижение, жестокое обращение и пр., – оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное попечение, эмоциональную холодность и т.п. Другой пример — запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Экзистенциальный нажим овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведе­ния, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроиз­вольного усвоения человеком социального опыта. (воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.)

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализую­щими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями воз­растной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значи­мыми лицами в группах и организациях может оказывать на чело­века влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в усло­виях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть тради­ционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различ­ную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

3. Этапы, фазы, средства и агенты социализации

Средства социализации. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

– способы вскармливания младенца и ухода за ним;

– формируемые бытовые и гигиенические умения;

– окружающие человека продукты материальной культуры;

– элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);

– стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

– последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Агенты социализации

Микрофакторы влияют на развитиечеловека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проте­кает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам американский исследователь Т. Барри и его сотрудники выделили несколько типов агентов социализации. Функционально, по ха­рактеру их влияния — это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты; дисциплинаторы и учителя-наставники. Эти функции могут совмещаться в одном лице, а могут и расходиться. По семейной принадлежности это могут быть родители, другие члены семьи (деды и бабки, тетки и дядья, братья и сестры, другие родственники и домочадцы), а также перодственники (соседи, товарищи по играм, учителя). По свое­му возрасту агенты социализации могут быть взрослыми, свер­стниками, старшими или младшими партнерами (сиблингами, товарищами и пр.).

В юности или в молодости в число агентов входят также супруг пли супруга, коллеги по работе и пр. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими сред­ствами они оказывают свое влияние.

Многочисленные исследования не выявили какой-либо иерархии в степени влияния и значимости агентов социализации, не зависящих от общественного строя, системы родства и структуры семьи (И. С. Кон).

Агенты социализации. В процессе социализации основными социализирующими агентами являются социальные группы и контексты: семья, сверстники, образовательные учреждения, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, клубы по интересам, церковь, общественные организации и политические партии, государственные учреждения и т. д.

 

2. Этапы и фазы социализации.

 

Этапы социализации. Этап – это отрезок времени, ознаменованный каким-либо качественным изменением, событиями; стадия какого-либо процесса (исторический этап, этап работы), ступень в развитии чего-либо.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятыми.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 - 3 года), дошкольное детство (3 - 6 лет), младший школьный возраст (6 - 10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10 - 12 лет), старший подростковый возраст (12 - 14 лет).

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15 - 17 лет), юношеский (18 - 23 года) возраст, молодость (23 - 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30 - 40 лет), позднюю зрелость (40 - 55 лет), пожилой возраст (55 - 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 - 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимо­действие человека с теми или иными факторами и агентами соци­ализации, различаются средства и механизмы социализации.

Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства и т. д.). Хотя и осуществляется при последовательном прохождении основных фаз социа­лизации: социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточим внимание на периодах жизни ребенка от рождения до его совершеннолетия.

Этапы социализации можно соотнести с возрастными периодами развития человека. Эти периодизации весьма условны, так как ограничены рамками определенного социокультурного и этнокультурного пространства, а также разработаны на разных теоретических основаниях. Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониным, В.И. Слободичковым, А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.

Условно мы выделяем следующие этапы, которые рассматриваются многими учеными-педагогами:

1) младенчество (от рождения до 1 года);

для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;

На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных социальных отношениях.

2) раннее детство (1-3 года)

после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;

Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности.

Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).

3) дошкольное детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение);

от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Усиливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.

Возраст активной социализации – от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. Ребенок трех лет в сложной эмоциональной ситуации перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.

Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику – нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок выражать свои мысли словами. Самый сенситивный период (от трех до пяти лет) – самый удачный для малыша, чтобы выражать мысли словами.

Эпоха от трех до пяти – это возраст почемучек. И тут социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время ответить на эти вопросы.

4) младший школьный возраст(6-10)

На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.

5)младший подростковый (10-12)

Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный механизм — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.

6) старший подростковый (12-14)

На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации. В социально-педагогической литературе иногда используют понятие "интериоризация", которое и определяет вхождение ребенка в фазу "обособления" (по А.В. Мудрику). А.В. Петровский предложил рассмотреть процесс социализации от социальной адаптации к индивидуализации, а затем к социальной интеграции. Однако процессы индивидуализации и социализации — это противоположные процессы. Поэтому корректно было бы использовать в социально-педагогическом поле понятие "социальной автономизации". Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.

На этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

7) ранний юношеский (15-17)

8) юношеский (18-23)

9) ранняя зрелость (30-40)

10)поздняя зрелость (40-55)

11)пожилой возраст (55-65)

12) старость (65-70)

долгожительство (свыше 70 лет)

Н. И. Шевандрин подчёркивает, что наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрастах. Исследования позволяют выделить ряд различий социализации у детей и взрослых:

– социализация взрослых проявляется, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации;

– взрослые могут оценивать нормы, а дети еще только усваивают их;

– социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество "оттенков" проявления различных норм и  правил поведения, а социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определённых правил;

– социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками, в то время как социализация детей направлена, в основном, на мотивацию их поведения. 

Результатом процесса социализации является превращение человека из биосоциального существа в общественное, формирование Я-социального, личностного. 

Я-социальное представляет собой совокупность тех свойств, которыми ребенку необходимо обладать для адаптивно успешного процесса жизнедеятельности и взаимодействия в определенной социокультурной среде.

Содержание Я-социального составляют представления человека о том, в какой мере он соответствует социальным требованиям, нормам, ценностям, какими социально значимыми качествами он обладает, какие качества ему атрибутируют другие и обусловленное их содержанием эмоцинально-ценностное отношение к себе, осознание себя частью "Мы" и соответствующее этому осознанию поведение в социуме. 

Я-социальное можно рассматривать как субъективно-объективированную характеристику. Субъективный аспект содержания Я-социального составляют особенности действий и поведения субъекта в социуме в соответствии с его внутренними потребностями быть успешным в глазах других, значимым для них и принятым ими, а значит быть значимым в этом смысле и для себя. Содержание объективированного аспекта Я-социального – это задаваемые макро- и микросоциальной системой социальные отношения, нормы и ценности, которым субъект стремится соответствовать в связи с потребностью быть среди других, быть как другие, быть частью других. Все выше сказанное позволяет охарактеризовать Я-социальное как опредмеченный в системе социальных смыслов и значений субъект социально направленной активности, поведения и деятельности (Щетинина с 16.).

Фазы социализации. Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз. В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонолизации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация). И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою автономность и при этом интегрироваться в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. При этом, в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

1. Социальная адаптация – это приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности.

В процессе адаптации индивид может занимать как активную позицию – не только усваивать нормы и правила, но и показывать свое отношение, так и пассивную – молчаливо принимать и подчиняться.

Социализация в фазе социальной адаптации означает прежде всего осознание себя частью сообщества, в котором человек живет. От первых попыток построения отношений с миром через общение с родителями как способа выживания, реализации насущных потребностей в пище, тепле и душевном тепле, к потребности общения, потребности почувствовать себя частью целого. Именно это толкает ребенка к быстрому освоению человеческих норм: речью, правилами поведения (подозвать криком, движением рук, удержать около себя улыбкой или плачем, затем и словами и т. д.). В дальнейшем происходит освоение социальных ролей, приобретение первого социального опыта. Первая фаза социализации, таким образом, большинством ученых называется социальной адаптацией, т. е. освоением способов проживания в человеческом сообществе для удовлетворения витальных потребностей: в безопасности, пище, тепле, жилье, а также общении.

 Адаптация начинается с момента рождения. В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: что и как есть, как одеваться, как поддерживать гигиену тела и т. д. В юности культура потребления осваивается уже более детально. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе, и вольно или невольно следуют общему направлению. Однако этим адаптация не заканчивается, она продолжается всю жизнь.

Фазу адаптации интересно раскрывает теория научения, суть которой состоит в том, что тем или иным способом, эксплицитно или имплицитно, ребенок целенаправленно обучается определенным реакциям на определенные стимулы и определенным моделям поведения, принятым в его обществе, и постепенно выучивает культуру, в которой ему предстоит жить.

Социальная адаптация включает несколько компонентов:

- накопление социальных образов и способов социально приемлемого поведения, которые позволяют ребенку осваивать социальное пространство;

- приспособление как способ войти в сообщество людей, т. е. освоение социальных ролей  – мотивов, социальных потребностей;

- частичное присвоение приемлемых для себя социальных норм (начала социальной интериоризации).

Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года, для которого характерен импринтинг, в ходе которого запечатлевается образ тех, с кем он непосредственно связан. В ходе импринтинга ребенок запоминает свою принадлежность к определенным людям, то, как они выглядят, с кем он находится в тесных соци­альных отношениях.

Второй период социальной адаптации (1-3 года) может смыкаться или перекрываться с первым периодом, когда ребенок начинает выделять себя из мира прочих существ. При всей своей экзистенциальной автономности ребенок стремится к растворению себя в референтной группе, а затем и в более широком социальном пространстве, активно осваивая речь, предметы, нормы. К характерным психологическим механизмам социализации относится экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия с референтной группой (А.В. Мудрик).

В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Резко возрастают активность и самостоятельность. Уси­ливается исследовательская активность: ребенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Для этого периода характерно подражание, т. е. следование какому-либо примеру, а также внушение (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин) – процесс неосознанного воспроизведе­ния индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается. Игровое поведение является преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся со­ревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в детской иерархии. При этом сохраняется открытость миру и желание с ним активно взаимодействовать (доверие). Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям.

Следующий период (6-10 лет) связан не только с иденти­фикацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. В этом периоде социальное окружение постепенно сужается, количество дружественных связей к концу этого периода ограничивается.

Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. К концу периода развитие получает рефлексивный меха­низм — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, принимает, оценивает или отвергает нормы, ценности и т. д.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, и без их проработки последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

1 – дотрудовая, включащая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

Включает еще два периода-ранее детство, весь период обучения.

2 – трудовая стадия, охватывающая период зрелости человека. Трудовая деятельность Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

3 – послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (В.А.Сластенин, 2000).

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В.Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

 

1.Выполите задание:

Кейс-задания

Определите этап детства по характеристике особенностей социализации на данном этапе, заполните пробелы, прочитав текст.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – …

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – …

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – …

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ – …

А) Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей при минимальных возможностях самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

В) В значительной мере сохраняется роль семьи в удовлетворении материальных, эмоциональных потребностей ребенка, максимально увеличивается роль школы, ближайшего окружения сверстников в удовлетворении социально-познавательных потребностей. Значительно возрастает способность ребенка противостоять отрицательным влияниям микро- и макросреды. Возникает юридическая ответственность. Остается значительная защитная функция взрослых, первичного воспитательного коллектива. Одновременно формируется при неблагоприятных условиях повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям в сфере свободного общения.

С) Наиболее сохранными остаются материальная, эмоциональная функции семьи. В удовлетворении познавательных, социальных потребностей школьника главную роль играют учителя в сочетании с самообразованием, самовоспитанием учащегося. Возможно самостоятельное удовлетворение материальных потребностей. Практически полная юридическая дееспособность (за исключением права вступать в брак). Максимальная (применительно к взрослому) способность противостоять отрицательным влияниям среды. Защитная роль взрослых заменяется функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

Д) Сохранение определяющей роли семьи в удовлетворении материально-биологических, эмоциональных потребностей ребенка, но доминирование в социализации преимущественно школы, где удовлетворяются социально-познавательные потребности. Несколько возрастает способность ребенка противостоять отрицательным влияниям среды, но все еще остается незначительной. Главные защитные функции остаются за семьей и школой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: