Глава 3. Особенности педагогических конфликтов и управление ими

 3.1.Напряжённые ситуации педагогической деятельности, в которых наиболее часто возникают конфликты

 

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т. е. профессионалов, непосредствен но работающих с людьми. Условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные.

Большинство исследователей (11, 15,16) сходятся во мнении, что причины напряженности педагогической деятельности обусловлены объективными и субъективными факторами. Под объективными факторами понимают внешние условия ситуации, ее сложность, т. е. сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т. д.). Субъективные факторы - особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т. е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.

При анализе напряженности педагогической деятельности необходимо помнить о диалектике «внешних» «внутренних» факторов, единстве объективных и субъективных причин. Влияние напряженной ситуации на деятельность человека зависит не только от характера задачи, внешней обстановки, но и от индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы.

К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.) относят:

• ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (на рушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т. д.);

• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллега ми и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);

• ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т. д.). Неблагоприятные воздействия напряженных факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения).

Поведение современных учителей характеризуется повышен ной напряженностью, следствием которой являются: грубость, несдержанность, окрики, оскорбления учеников и т. д. Агрессивная реакция учителя противоречит педагогической целесообразности воздействия на ученика и является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья учителя, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, пре одолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не при водит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Формированию готовности к напряженным ситуациям педагогической деятельности может способствовать развитие навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. Анализ конфликтных педагогических ситуаций повышает информированность педагогов о возможных напряженных ситуациях будущей деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения.

Важно научить педагогов способам конструктивного разрешения конфликтов, которые направлены на личностный рост ребенка, ориентированы на гуманистическую систему воспитания, демократизацию взаимоотношений с детьми. Продуктивное разрешение конфликтной ситуации предполагает восприятие ее как творческой задачи, переосмысление собственной позиции и внутренней перестройки, гармонизацию общения на основе позиционного сближения сторон.

Деструктивные конфликты характеризуются использованием механизмов психологической защиты. При таком способе решения конфликта все усилия направляются не на устранение причин конфликта, а на сохранение целостности своего «Я», сиюминутное неконструктивное снятие эмоционального напряжения (обвинение другого, «уход от конфликта», вытеснение неприятной информации из сознания и т. д.). Деструктивные акции создают лишь иллюзию примирения и сводятся только к внешнему дисциплинированию учащихся. Они приводят к отчуждению учащихся, потере личного авторитета учителя. В педагогической деятельности среди наиболее встречающихся форм психологической защиты применяются «репрессивные меры» по отношению к ученикам - злоупотребление двойками, запись в дневник, вы говоры, нотации, наложение различных санкций через родителей, администрацию.

Установлено, что деструктивный конфликт связан с такими личностными особенностями педагогов, как низкая эмоциональная устойчивость, доминирование эгоцентрической направленности, несогласованность самооценки, ориентация на негативные стороны других людей. Причиной многих конфликтов является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание увидеть в ученике союзника по совместной деятельности, неспособность к равно партнерскому диалогу с учащимися.

Преобладание у педагогов психозащитных техник в решении сложных педагогических ситуаций, а вследствие этого рост эмоционального напряжения и дискомфорта вызывает необходимость в профилактике и предупреждении действия неконструктивных механизмов в педагогическом общении.

Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей.

 3.2. Педагогические конфликты: функции, причины, типология

Эти конфликты возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и проявляются в форме обострившихся субъект-субъективных противоречий, вызывающих обычно отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагают конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение причин. Особо следует подчеркнуть, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъект-субъективных противоречий, весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

Многочисленные исследования ученых позволяют выделить общие функции педагогического конфликта.

Итак, педагогический конфликт (17):

1. Служит источником развития личности, ее духовного совершенствования и морального закаливания.

2. Способствует адаптации личности к новым условиям.

3. Объективизирует источник разногласия суть противоречия, что способствует нахождению способов их устранения.

4. Помогает снять психологическую напряженность и избавить субъектов конфликта от фрустрации.

5. Способствует сплочению группы, укрепляет неформальные отношения.

6. «Высвечивает» общественное мнение, социальные установки, гуманистические ценности коллектива.

Ряд конкретных функций педагогического конфликта деструктивен и проявляется в:
1. разрушении формальных и неформальных отношений совместной деятельности в школьном социуме;

2. воспроизводстве психологического дискомфорта в общении;
3. усилении интровертированного личностного состояния субъектов общения.

Конфликтная ситуация, как нами ранее было обозначено, – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и связывающие почву для реального противоборства между ними.

В пределах указанной типологии школьных конфликтов представляется необходимым обозначить общие и специфические причины их возникновения.

Итак, общими причинами педагогических конфликтов являются (8):

1. Неблагоприятная экономическая и социально – политическая обстановка в стране;

2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании;

3. Содержательное и методическое несовершенство учебно – воспитательного процесса;

4. Недостаточная урегулированность формальных и неформальных отношений в школьном социуме;

5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учеников и учителей.

Все педагогические конфликты можно распределить по трём группам (11).

Первая группа – мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учениками из-за слабой учебной мотивации.

Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе.

• В первый конфликтный период происходит смена его ведущей деятельности – игровой на учебную, меняется социальная позиция, появляются новые для него требования и обязанности.

• Второй конфликтный период - переход в пятый класс. Вместо одного в класс приходят несколько учителей предметников.

• В третий конфликтный период – в начале девятого класса – нужно решить, что делать после его окончания: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в школе.

• Четвертый конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.

Третью группу составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации. Они происходят не только по объективным, сколько по субъективным причинам, из-за личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.

Наиболее приемлемой представляется типология педагогических конфликтов, предложенная Г.Л.Верониным. С учетом субъекта деятельности, он выделяет десять видов противостояний: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родитель-администратор; администратор-администратор.

Исходя из анализа основных тенденций в построении предлагаемых типологий педагогических конфликтов, наиболее адекватной для изучения школьных конфликтов в системе сложного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса представляется следующая типология:
1.«учитель-ученик»;
2.«учитель-администратор»;
3.«учитель-родитель»;
4.«учитель-учитель»;
5.«ученик-ученик».

Специфические причины конфликтов «учитель - администратор»:

1.Плохая организация труда учителя;

2. Стиль руководства;

3. Необъективность оценки педагогом знаний учащихся, их поведения.

Специфические причины конфликтов «учитель – ученик»:

1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя;

2. Нарушение школьных требований.

К сожалению, в данном случае приходится констатировать, что возникновение конфликтов между учителем и учениками, скорее, показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.

Специфические причины конфликтов «учитель - родитель».

Многие родители считают, что учителя:

1. Делят всех на любимых и нелюбимых детей.

2. Убеждены, что если ребенок плохо учится, значит, он хулиган.

3. Постоянно несправедливо занижает оценки, необъективен.

4. Часто унижает детей, оскорбляет их.

5. Плохо высказывается о родителях при детях.

В свою очередь, многие учителя убеждены в том, что родители:

1. Слишком высокого мнения о своем ребенке.

2. Опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой, ни во что глубоко не вникают, поверхностно судят об учителях.

3. Совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а претензии предъявляют педагогу.

4. Считают, что учителя обязаны учить и воспитывать их детей.

5. Часто вмешиваются в учебный процесс (то классный руководитель им не подходит, то учитель не тот).

Педагогическая практика и некоторые научные исследования позволяют объективно сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей:

1.Разные уровни общей педагогической культуры;

2.Несогласованность стратегии и тактики воспитанная;

3.Непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его от многих факторов помимо школы и семьи;

4.Различия в отношении к ребенку как к личности. Со стороны родителей это превалирование отцовского или материнского чувства.

Учитель, прежде всего, реализует свой социальный статус воспитателя. Однако служебно-официальный, характер общения учителя с учениками не дает результатов.

5.Отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи («старые счеты», взгляды «высокопоставленных родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания);

6. Столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения.

7. Профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).

Таким образом, как утверждает Бодалев А.А., конфликт между учителем и родителями часто проявляется, как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя – защитить своего ребенка.

Специфические причины конфликтов «учитель - учитель»:

1. Особенности отношений субъектов педагогических конфликтов:

· Между молодыми учителями и учителями, имеющими стаж работы;

· Между учителями, преподающими разные предметы;

· Между учителями, преподающими один и тот же предмет;

· Между учителями, имеющими звания, должностной статус и не имеющими их;

· Между учителями начальных классов и среднего звена;

· Между учителями, чьи дети учатся в одной школе(4)

2. «Провокации» (чаще непреднамеренные) со стороны администрации учебного заведения.

· Необъективное или неравномерное распределение ресурсов (кабинетов, технических средств обучения);

·  Неудачный подбор учителей в одной параллели с токи зрения их психологической совместимости;

· Косвенное «столкновение» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительной дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого…).

Специфические причины конфликтов «ученик - ученик»:

· Учебные нагрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий.

· Смена школьного коллектива, возникающая при этом трудность в адаптации новичков.

·  Неразвитая рефлективность, несовпадение самооценки ученика с оценкой товарищей.

·  Неопределенность социального статуса личности ученика в школьном социуме.

·  Общая неблагоприятная морально- психологическая атмосфера в классе.

Комфортное состояние или неустойчивое положение школьника зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия постоянных условий межличностного противоречия, системы отвержения и (что очень важно) от того статуса, который имеет школьник в учебном социуме. В ученическом коллективе каждый школьник имеет свой социометрический «вес», занимая положение вожака, лидера, аниматора, принятого, изолированного или отверженного. Неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона, увеличивает тревожность и даже озлобленность, что в свою очередь является благодатной почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: