Конфликтологическая компетентность педагогов
(с практикумом)
Учебное пособие
Издательство
Тюменского государственного университета
2015
О.А. Мальцева. Конфликтологическая компетентность педагога (с практикумом): учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 255 с.
Предлагаемое пособие позволяет ознакомиться с основными компонентами конфликтологической компетентности педагога, основными конфликтогенами. Студенты получают возможность исследовать собственные стратегии поведения в конфликте, специфические методы диагностики, применяемые в конфликтологической психологии, а также методы интервенции, применяемых при работе с конфликтами.
Рабочая программа дисциплины размещена на сайте Университета http://utmn.ru и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: http://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».
Рекомендовано кафедрой возрастной и педагогической психологии к изданию и использованию в учебном процессе для студентов направления «Педагогическое образование» всех форм обучения.
|
|
Рецензенты: | Н.Ю. Ларькина, кандидат биологических наук, педагог-психолог Городского информационно-методического центра г.Тюмени О.А.Андреева, кандидат психологических наук, зав.кафедрой общей и социальной психологии ИПиП ТюмГУ |
Ответственный за выпуск: | А.В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ |
Ó ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2015
Ó О.А. Мальцева, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | 4 |
Раздел I. Аксиологический и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога | 8 |
Глава 1.Конфликтологическая компетентность педагогов как компонент профессиональной компетентности | 8 |
Глава 2. Общие положения конфликтологии 2.1. Феномен конфликта 2.2. Классификация конфликтов 2.3. Динамика конфликта | 11 14 21 |
Глава 3. Особенности педагогических конфликтов и управление ими 3.1.Напряжённые ситуации педагогической деятельности, в которых наиболее часто возникают конфликты 3.2. Педагогические конфликты: функции, причины, типология | 22 22 26 |
Глава 4. Учет возрастных особенностей учащихся как фактор конфликтологической компетенции педагога 4.1. Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах 4.2. Конфликтно-стрессовые ситуации в старших классах | 34 35 55 |
Глава 5. Возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога как конфликтоген 5.1. Кризис адаптации к профессии 5.2. Кризис рутинной работы 5.3. Кризис учителя с большим стажем | 59 61 62 63 |
Глава 6. Профессиональные деформации педагогов как конфликтоген 6.1. Краткая характеристика деформацийпедагогов 6.2. Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности | 66 69 74 |
Глава 7. Управление конфликтной ситуацией 7.1. Внутреннее и внешнее управление конфликтами 7.2.Способы и подходы к разрешению конфликтов 7.3. Методы управления конфликтами | 76 76 80 82 |
Резюме | 88 |
Вопросы для самопроверки | 89 |
Раздел II. Операциональный компонент конфликтологической компетенции. Практикум Резюме Вопросы для самопроверки | 91 225 226 |
Заключение | 227 |
Задания для контроля Тесты для самоконтроля Ключи к тестам для самоконтроля Вопросы для подготовки к зачету | 228 243 244 |
ГЛОССАРИЙ | 246 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 253 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
|
|
Конфликты является нормальной частью здоровых отношений. Поэтому на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими. Одна из важных задач педагога и - помощь в преодолении конфликтов, и для ее решения необходимы соответствующие знания и умения.
Для того чтобы научиться управлению конфликтом, специалисту, проходящему профессиональную подготовку, желательно иметь опыт участия в конфликтных ситуациях и использовать для их преодоления эффективные способы.
Существует, как минимум, три возможности для обучения эффективному поведению в конфликте с помощью тренинга.
Первая возможность - рефлексия конфликтов и конфронтаций, возникающих в тренинговой группе.
Вторая возможность - использование ситуационных игр. Этот способ может быть вполне уместен в контексте учебного процесса, но требует существенных затрат времени. Ситуационная игра в тренинге предполагает использование механизмов опеpaнтного, инструментального (для непосредственных участников сцены) и кocвeннoгo (для зрителей) научения. Сначала участник сцены разрешает воображаемую ситуацию так, как умеет, а затем получает от группы и тренера интенсивную обратную связь, на основе которой может корректировать свои действия до тех пор, пока не добьется успеха. Заочное обучение не позволяет использовать эту возможность.
Третья возможность - рефлексия реально происшедшего конфликта, переосознавание ситуации и в итоге вероятность выхода на более оптимальную стратегию взаимодействия. Этот вариант предполагает, что участники «заочного» тренинга находятся в относительной психологической безопасности, поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. С другой стороны, без обратной связи, которая возможна только в интерактивном взаимодействии, эффективность тренинга повышения конфликтологической компетенции снижается.
Обозначим особенности содержания курса «Конфликтологическая компетентность педагога» в условиях дистанционного образования.Нами в содержании учебного пособия «Конфликтологическая компетентность педагога» был разработан практикум, позволяющий развить необходимые конфликтологические навыки. Кроме теоретической части пособия, включающей в себя описание конфликтологической компетентности педагогов как компонента профессиональной компетентности,общих положений конфликтологии, особенностей педагогических конфликтов и управления ими, учета возрастных особенностей учащихся, таких факторов конфликтологической компетенции педагога, как: возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога; профессиональные деформации педагогов.
Содержание практикума, являющегося второй и основной частью пособия предполагает:
|
|
-анализ собственных конфликтных ситуации;
-определение стратегии, стилей, копингов собственного поведения в конфликте, с анализом преимуществ и недостатков каждого из способов реагирования;
-исследование смысловых рассогласований как конфликтогена, рефлексия переживаний, вызванных смысловыми рассогласованиями;
- выявление феноменов межгруппового конфликта;
-анализ педагогических конфликтов;
- исследование контекстов собственных проявлений интолерантности;
-отработка технологии разрешения конфликтов по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень;
- освоение метода картографии конфликта;
-отработка способов контроля эмоционального состояния в конфликтной ситуации и приемов саморегуляции с помощью моделирования в виде ролевой игре ситуации межличностного взаимодействия в педагогическом конфликте, а также межличностных претензий;
-анализ реальных собственных конфликтов по следующим аспектам: выявление мотивации оппонентов, оценке приоритетов, оценке соотношения ресурсов конфликтующих сторон, обоснованию выбора стратегии взаимодействия, выработке взаимовыгодных предложений, разработке запасных вариантов;
-изучение собственных разрушающих переживаний;
- анализ собственных переговорных процессов по следующим аспектам: изложение своей позиции, ассертивность, аргументация.
Проведение самодиагностики: социальной эмпатии, устойчивости к конфликтам, стратегии дискуссионного поведения, социально-коммуникативной компетенции позволит усилить рефлексивную позицию, предполагаемую практикумом. Использование психологического тренажера, способствующего тренировке конструктивных, уверенных психологических реакции при манипулировании и различных ситуаций нападения, в какой-то мере способно возместить отсутствие ролевых игр, невозможных при дистанционном обучении.
Все вышеперечисленное, по нашему мнению, позволяет усилить инструментальность и практичность знаний, важно, чтобы студенты осознавали конструктивные возможности психологической теории.
|
|
Таким образом, для дистанционного образования в курсе «Конфликтологическая компетентность педагога (с практикумом)», организация рефлексивной среды посредством обозначенных рефлексивно-личностных приемов способствует представленности и операционального компонента конфликтологической компетентности педагога.
Раздел I. Аксиологический и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога
Цели и задачи раздела:
Дать общее представление о составляющих конфликтологической компетентности педагога как компонента профессиональной компетентности. Раскрыть общие положения конфликтологии, рассмотреть: особенности педагогических конфликтов и управления ими с учетом возрастных особенностей учащихся; обозначить специфиологическте конфликтогены (возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога, профессиональные деформации педагогов).
Рекомендации по самостоятельному изучению раздела:
Внимательно изучить теоретические материалы, (без знаний которых невозможно качественно выполнить задания практикума), освоить операциональный компонент конфликтологической компетентности педагога;
обратить особое внимание на новые термины, при необходимости уточнить их значение в специальных справочниках;
рекомендуется попытаться увидеть описываемые явления, примеры конфликтов и способы их управления в обыденной жизни, то, как они представлены в литературе, кино, живописи.
Глава 1. Конфликтологическая компетентность педагогов как компонент профессиональной компетентности
Структура конфликтологической компетентности педагогов может быть представлена через акмеологическую модель, синтезирующую знания о том, что должно быть сформировано. Модель включает в себя следующие блоки:
1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность - аксиологический компонент;
2) содержательный блок (знания) - информационный компонент;
3) операциональный блок (умения) - операциональный компонент.
Конфликтологическая компетентность педагогов является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном поле.
Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития.
С информационным компонентом при дистанционном образовании, в отличии от операциональнного затруднений не возникает.
Если в условиях очного и заочного образования операциональный компонент конфликтологической компетентности представлен тренингами развития как коммуникативной, так и конфликтологической компетентности, то в дистанционной системе подготовки студентов возникает проблема: как содержательно обеспечить и операциональный компонент в структуре конфликтологической компетентности будущих педагогов.
Учитывая, то, что для развития и совершенствования конфликтологической компетентности у студентов необходимо:
- в интеллектуальной сфере: формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;
- в мотивационной сфере: воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у студентов стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих; формирование у студентов необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний;
- в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;
- в сфере саморегуляции: развитие у студентов способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развитие навыков регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;
- в предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).