Раздел I. Аксиологический и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога

Конфликтологическая компетентность педагогов

(с практикумом)

 

Учебное пособие

 

 

Издательство

Тюменского государственного университета

2015

 

 

О.А. Мальцева. Конфликтологическая компетентность педагога (с практикумом): учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 255 с.

Предлагаемое пособие позволяет ознакомиться с основными компонентами конфликтологической компетентности педагога, основными конфликтогенами.  Студенты получают возможность исследовать собственные стратегии поведения в конфликте, специфические методы диагностики, применяемые в конфликтологической психологии, а также методы интервенции, применяемых при работе с конфликтами.

Рабочая программа дисциплины размещена на сайте Университета http://utmn.ru и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: http://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».

Рекомендовано кафедрой возрастной и педагогической психологии к изданию и использованию в учебном процессе для студентов направления «Педагогическое образование» всех форм обучения.

Рецензенты:   Н.Ю. Ларькина, кандидат биологических наук, педагог-психолог Городского информационно-методического центра г.Тюмени О.А.Андреева, кандидат психологических наук, зав.кафедрой общей и социальной психологии ИПиП ТюмГУ
Ответственный за выпуск: А.В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

                                               

Ó ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2015

Ó О.А. Мальцева, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4
Раздел I. Аксиологический  и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога 8
Глава 1.Конфликтологическая компетентность педагогов как компонент профессиональной компетентности 8
Глава 2. Общие положения конфликтологии 2.1. Феномен конфликта 2.2. Классификация конфликтов 2.3. Динамика конфликта   11 14   21
Глава 3. Особенности педагогических конфликтов и управление ими 3.1.Напряжённые ситуации педагогической деятельности, в которых наиболее часто возникают конфликты 3.2. Педагогические конфликты: функции, причины, типология 22   22   26
Глава 4. Учет возрастных особенностей учащихся как фактор конфликтологической компетенции педагога 4.1. Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах 4.2. Конфликтно-стрессовые ситуации в старших классах   34 35 55
Глава 5. Возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога как конфликтоген 5.1. Кризис адаптации к профессии 5.2. Кризис рутинной работы 5.3. Кризис учителя с большим стажем 59   61 62 63
Глава 6. Профессиональные деформации педагогов как конфликтоген 6.1. Краткая характеристика деформацийпедагогов 6.2. Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности   66 69   74
Глава 7. Управление конфликтной ситуацией 7.1. Внутреннее и внешнее управление конфликтами 7.2.Способы и подходы к разрешению конфликтов 7.3. Методы управления конфликтами   76 76 80 82
Резюме 88
Вопросы для самопроверки 89
Раздел II. Операциональный компонент конфликтологической компетенции.  Практикум Резюме Вопросы для самопроверки   91   225 226
Заключение  227
Задания для контроля Тесты для самоконтроля Ключи к тестам для самоконтроля Вопросы для подготовки к зачету  228   243 244
ГЛОССАРИЙ  246
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  253


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 Конфликты является нормальной частью здоровых отношений.  Поэтому на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими. Одна из важных задач  педагога и - помощь в преодолении конфликтов, и для ее решения необходимы соответствующие знания и умения.

 Для того чтобы научиться управлению конфликтом, специалисту, проходящему профессиональную подготовку, желательно иметь опыт участия в конфликтных ситуациях и использовать для их преодоления эффективные способы.

Существует, как минимум, три возможности для обучения эффективному поведению в конфликте с помощью тренинга.

 Первая возможность - рефлексия конфликтов и конфронтаций, возникающих в тренинговой группе.

 Вторая возможность - использование ситуационных игр. Этот способ может быть вполне уместен в контексте учебного процесса, но требует существенных затрат времени. Ситуационная игра в тренинге предполагает использование механизмов опеpaнтного, инструментального (для непосредственных участников сцены) и кocвeннoгo (для зрителей) научения. Сначала участник сцены разрешает воображаемую ситуацию так, как умеет, а затем получает от группы и тренера интенсивную обратную связь, на основе которой может корректировать свои действия до тех пор, пока не добьется успеха. Заочное обучение не позволяет использовать эту возможность.

Третья возможность - рефлексия реально происшедшего конфликта, переосознавание ситуации и в итоге вероятность выхода на более оптимальную стратегию взаимодействия. Этот вариант предполагает, что участники «заочного» тренинга­ находятся в относительной психологической безопасности­,  ­поскольку сюжет конфликта и поведение участника не становятся предметом обсуждения в группе. С другой стороны, без обратной связи, которая возможна только в интерактивном взаимодействии, эффективность тренинга повышения конфликтологической компетенции снижается.

Обозначим особенности содержания курса «Конфликтологическая компетентность педагога» в условиях дистанционного образования.Нами в содержании учебного пособия «Конфликтологическая компетентность педагога» был разработан практикум, позволяющий развить необходимые конфликтологические навыки. Кроме теоретической части пособия, включающей в себя  описание конфликтологической компетентности педагогов как компонента профессиональной компетентности,общих положений конфликтологии, особенностей педагогических конфликтов и управления ими, учета возрастных особенностей учащихся, таких факторов конфликтологической компетенции педагога, как: возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога; профессиональные деформации педагогов.    

Содержание практикума, являющегося второй и основной частью пособия  предполагает:

-анализ собственных конфликтных ситуации;

-определение стратегии, стилей, копингов собственного поведения в конфликте, с анализом преимуществ и недостатков каждого из способов реагирования;

-исследование смысловых рассогласований как конфликтогена, рефлексия переживаний, вызванных смысловыми рассогласованиями;

- выявление феноменов межгруппового конфликта;

-анализ педагогических конфликтов;

- исследование контекстов собственных проявлений интолерантности;

-отработка технологии разрешения конфликтов по переводу эмоционального содержания конфликтной ситуации на объективированный уровень;

- освоение метода картографии конфликта;

-отработка способов контроля эмоционального состояния в конфликтной ситуации и приемов саморегуляции с помощью моделирования в виде ролевой игре ситуации межличностного взаимодействия в педагогическом конфликте, а также межличностных претензий;

-анализ реальных собственных конфликтов по следующим аспектам: выявление мотивации оппонентов, оценке приоритетов, оценке соотношения ресурсов конфликтующих сторон, обоснованию выбора стратегии взаимодействия, выработке взаимовыгодных предложений, разработке запасных вариантов;

-изучение собственных разрушающих переживаний;

- анализ собственных переговорных процессов по следующим аспектам: изложение своей позиции, ассертивность, аргументация.

Проведение самодиагностики: социальной эмпатии, устойчивости к конфликтам, стратегии дискуссионного поведения, социально-коммуникативной компетенции позволит усилить рефлексивную позицию, предполагаемую практикумом. Использование психологического тренажера, способствующего тренировке конструктивных, уверенных психологических реакции при манипулировании и различных ситуаций нападения,  в какой-то мере способно возместить отсутствие ролевых игр, невозможных при дистанционном обучении.

Все вышеперечисленное, по нашему мнению, позволяет усилить инструментальность и практичность знаний, важно, чтобы студенты осознавали конструктивные возможности психологической теории.

Таким образом, для дистанционного образования в курсе «Конфликтологическая компетентность педагога (с практикумом)», организация рефлексивной среды посредством обозначенных рефлексивно-личностных приемов способствует представленности и операционального компонента конфликтологической компетентности педагога.



Раздел  I. Аксиологический и информационный компонент конфликтологической компетентности педагога

Цели и задачи раздела:

Дать общее представление о составляющих конфликтологической компетентности педагога как компонента профессиональной компетентности. Раскрыть общие положения конфликтологии, рассмотреть: особенности педагогических конфликтов и управления ими с учетом возрастных особенностей учащихся; обозначить специфиологическте конфликтогены (возрастные кризисы в профессиональной деятельности педагога, профессиональные деформации педагогов).    

Рекомендации по самостоятельному изучению раздела:

Внимательно изучить теоретические материалы, (без знаний которых невозможно качественно выполнить задания практикума), освоить операциональный компонент конфликтологической компетентности педагога;

обратить особое внимание на новые термины, при необходимости уточнить их значение в специальных справочниках;

 рекомендуется попытаться увидеть описываемые явления, примеры конфликтов и способы их управления в обыденной жизни, то, как они представлены в литературе, кино, живописи.

 

Глава 1. Конфликтологическая компетентность педагогов как компонент профессиональной компетентности

Структура конфликтологической компетентности педагогов может быть представлена через акмеологическую модель, синтезирующую знания о том, что должно быть сформировано. Модель включает в себя следующие блоки:

 1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность - аксиологический компонент;

 2) содержательный блок (знания) - информационный компонент;

 3) операциональный блок (умения) - операциональный компонент. 

Конфликтологическая компетентность педагогов является компонентом их профессиональной компетентности, видом специальной компетентности. Это подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном поле. 

Она подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения задач обучения, воспитания, развития.

С информационным компонентом при дистанционном образовании, в отличии от операциональнного затруднений не возникает.

Если в условиях очного и заочного образования операциональный компонент конфликтологической компетентности представлен тренингами развития как коммуникативной, так и конфликтологической компетентности, то в дистанционной системе подготовки студентов возникает проблема: как содержательно обеспечить и операциональный компонент в структуре конфликтологической компетентности будущих педагогов.

 Учитывая, то, что для развития и совершенствования конфликтологической компетентности у студентов необходимо:

- в интеллектуальной сфере: формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта); внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;

 - в мотивационной сфере: воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у студентов стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;

 - в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих; формирование у студентов необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний;

 - в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;

 - в сфере саморегуляции: развитие у студентов способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развитие навыков регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;

 - в предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов (накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: