Эквилибристика на катушке

Реквизит, называемый в цирке катушкой, представляет собой гладкий деревянный валик или металлический полый цилиндр длиной 25-30 см и 15-16 см в диаметре. Обязательной принадлежностью такого реквизита является деревянная дощечка 50-60 см в длину и 14-16 см в ширину, которая кладется на круглую поверхность катушки. Артист встает на края дощечки. Чтобы сохранить равновесие, он, попеременно сгибая ноги в коленях, уравновешивает горизонтальное положение дощечки, не давая катушке выкатиться из-под него. Иногда для усложнения баланса вместо доски используют квадратную раму в виде ящика без дна и крышки. В некоторых случаях доску снабжают теми или иными приспособлениями, необходимыми для выполнения отдельных трюков.

Номера на катушке получили широкое распространение в цирке в 20-х гг. А впервые этот реквизит был применен (и запатентован) бразильским артистом Васксе для исполнения отдельного трюка. Оригинальность реквизита привлекла внимание артистов цирка, что и способствовало рождению новой разновидности эквилибристики.

Эквилибристика на катушке, как правило, демонстрируется на пьедестале. При сольном исполнении номер строится на одной или нескольких катушках, поставленных друг на друга в различных положениях - горизонтально и вертикально. Удерживание равновесия на пирамиде, составленной из нескольких катушек,- наиболее распространенный трюк сольного выступления. Сложность его заключается в том, что при многоэтажной пирамиде движение катушек крайне ограничено, и поэтому от исполнителя требуется высокоразвитое чувство баланса.

Эквилибристическая "катушка" первое время использовалась в качестве дополнительного средства усложнения трюков в работе жонглёров (А. Кисс), эквилибристов с першами (Утехины, Половнёвы), акробатов (группа п/р А. Гинейки). Положение изменилось, когда в 1961 С. Черных применил в работе сразу неск. "катушек", поставленных одна на другую. С этого времени номера эквилибристов на "катушках" обрели самоценное значение. Оригинальную работу на "катушках" исполняют лауреаты Международного конкурса "Цирк - завтра" в Париже Н. и П. Лаврик.

Замечательный трюк исполняют эквилибристы А.Рыбкин и Л. Павлов нижний стоя на руках на трех катушках в положении самолет, верхний на шее партнера в положении крокодил.

Приведем еще несколько примеров наиболее сложных трюков, демонстрируемых в сольном исполнении. Артист Н. Подгорный применяет пьедестал, к которому с одной стороны крепится лестница с пятью широкими ступеньками. На каждой ступеньке - по катушке. Доска для балансирования, используемая Н. Подгорным, снабжена ременными петлями, в которые он вставляет носки ног. Артист поочередно запрыгивает на каждую катушку вместе с доской, поднимаясь, таким образом, на пьедестал. Восхождение па высоту осуществляется и по-другому: на первую катушку артист кладет доску и ставит по краям ее вертикально еще две катушки. Накрывает их доской. Балансируя на этой шаткой пирамиде, он сооружает подобным образом шесть этажей, перемещаясь, все выше и выше. Затем последовательно разбирает свое сооружение и с последней доски делает заднее сальто на манеж.

Еще один трюк из репертуара эквилибристов на катушках: артист удерживает равновесие на вершине пирамиды из нескольких катушек, поставленных друг на друга в разных положениях горизонтально и вертикально.

В парном исполнении эквилибристика па катушках имеет несколько иной характер. Здесь участниками номера являются нижний и верхний и в соответствии с этим распределением ролей строятся трюки. Например, нижний, держа на плечах верхнего, поднимается по ступенькам вольностоящей лестницы, поставленной на пирамиду из двух катушек. Для другого сложного трюка артисты прикрепляют к доске вольностоящую лестницу. Здесь используется тройной баланс: на катушке - лестница, а на вершине ее нижний удерживает на голове партнершу в арабеске.

Этот номер получает все большее распространение и в кружках цирковой самодеятельности. При желании его может освоить каждый артист-любитель.

Эквилибр на катушках требует выработки точной координации движений. Начинать репетиции нужно, конечно, на одной катушке. Она представляет собой деревянный, стальной или пластмассовый цилиндр высотой 25 сантиметров и больше. Ее диаметр- 15-20 сантиметров. Размеры катушек нестандартные. Они могут подбираться исполнителями в зависимости от их творческих планов.

Доска для балансирования делается из легкого дерева длиной 70- 80 сантиметров. Ее ширина определяется шириной катушки. Чем длиннее доска, тем больше ее "ход" при балансе. Поверхность ее полировать не нужно. Исполняется эквилибр на катушках обычно, на пьедесталах. Они могут быть любой высоты. Но, конечно, чем выше пьедестал, тем больше требуется квалификации от исполнителя. Верхняя крышка, на которой происходит работа, ни в коем случае не должна качаться.

Первые репетиции на катушке проводят на полу в присутствии опытного ассистента. При этом необходимо принять всевозможные меры предосторожности. В дальнейшем, когда исполнители будут репетировать на пьедестале, следует обязательно применять лонжу и не снимать ее до полного освоения трюков. Нужно помнить, что падения с этого аппарата бывают неожиданными.

 

Баланс на одной катушке обычно осваивается быстро. Однако мастерство исполнителя заключается не только в умении сохранить равновесие на доске, а в том, чтобы она была в полном его "подчинении". В процессе репетиций развивается чувство баланса и осваивается правильная работа ног. Она должна быть доведена до полной автоматизации. И только

 

тогда исполнитель может приступить к репетициям с партнером(если создается парный номер) или к подготовке сольных трюков.

Хорошо освоив работу на одной катушке, можно переходить на две-три и больше. При создании сольного номера весь упор при его подготовке должен быть направлен на овладение равновесием на нескольких катушках и на введение в него трюков жонглирования и балансирования. Желательно, чтобы исполнитель хорошо стоял на руках. Тогда он мог бы демонстрировать на катушке баланс не только на ногах, но и на руках.

Для подготовки парного или группового номера партнеры должны обладать акробатическими навыками. Репетировать трюки следует вначале на полу и только затем переходить к тренировкам на катушке.

От верхних требуется не только умение исполнять трюки, но делать их, не "уводя" нижнего с места, т. е. не нарушать баланса.

Трюковой репертуар подбирается в зависимости от данных исполнителей, а также по принципу нарастающей трудности. Номер не должен длиться более 5-6 минут. Особенно важна его концовка, для которой необходимо найти наиболее эффектный трюк.

Катушку можно заменить, при желании, шаром. Для этого в досках, стороны которых примыкают к шару, нужно сделать желоба. Ширина их равна диаметру шара, но они должны быть неглубокими и не доходить до торцов доски.

Номера эквилибра на катушках дают большую возможность для режиссерской фантазии. Они могут выглядеть как демонстрация разных трюков и как сюжетная сценка. Нередко артисты делают реквизит в виде бытовых предметов. Чемодан заменяет у них доску, а бутылка или термос - катушку. Исполнитель может создать образ пассажира, спешащего с вещами на вокзал, туриста с его снаряжением или столяра в своей мастерской.

Словом, эквилибр на катушках предоставляет участникам цирковой самодеятельности широкое поле деятельности для создания новых номеров.


Ручной эквилибр

Занятия ручным эквилибром дает отличное развитие всех мышц, вырабатывает физическую силу, ловкость, выносливость, пластическую выразительность и координацию движений, оказывает благотворное влияние на весь организм человека в целом, придает фигуре красивую осанку. А также способствуют воспитанию волевых качеств будущего артиста, позволяет научиться самоконтролю, умению преодолевать трудности и проявлять необходимую настойчивость в достижении цели.

Предмет "Ручной эквилибр" изучается в цирковой студии в течение всего срока обучения и преподается по принципу восходящей линии: на первом этапе закладываются основы владения жанром; на втором начинается специализация, включающая изучение сложных индивидуальных упражнений, обеспечивающих переход к подготовке учебного номера; на третьем и четвертом - дальнейшее совершенствование подготовки (для исполнителей номера) или работа над учебным номером.

Элементы содержания. Обязательный уровень усвоения:

Раздел 1. Стойка на руках. Положение туловища, рук, ног, головы. Махом на полу. Техника балансирования. Толчком на полу, на кубиках, на "стоялках". Толчком на тростях, руле. Отводить поочередно 2 кубика в стороны (подготовка). Силой на полу - подготовка (девушки по возможности). Толчком на одну руку на кубике, без помощи другой руки (подготовка). Силой на одну руку на кубике, без помощи другой руки (подготовка). Переход на одну руку (подготовка). На одной руке - придерживаясь другой. На одной руке (самостоятельно). На правой руке /самостоятельно/. На левой руке - подготовка. Стоять на правой руке, прикладывая левую к бедру. Стоять на левой руке (самостоятельно). Толчком на одну руку без помощи другой /самостоятельно/. Силой на одну руку без помощи другой (самостоятельно). Стоять - ноги шпагатом (девушки). "Узкоручка" - силой (подготовка). "Узкоручка" силой (на болванке). Силой на полу. Силой на полу, тростях, руле - ноги в группировке и углом. Силой на руле - ноги группировкой и углом. Силой из угла на тростях - несколько раз подряд. Планшем - юноши (подготовка, по желанию). Планшем (по желанию). Планшем на тростях. Собирать и отбрасывать 4-6 кубиков. Собирать и разбирать пирамиду из 6 кубиков. Спускаться и подниматься по лесенке (подготовка). Спускаться и подниматься по лесенке. Вращаться в стойке на руках - один круг. Вращаться - 2-3 круга. Сгибание-разгибание рук /"жим от груди в стойке"/ несколько раз подряд.

Раздел 2. Стойка на голове. Положение туловища, головы, рук, ног. Поставить голову на "бублик" и отталкиваться - ноги в группировке. Оттолкнуться, опираясь руками, поставить голову на "бублик", ноги в группировке, затем выпрямить их (слегка в разножке). Техника балансирования. Фиксировать, придерживаясь руками. Опускаться на голову из стойки на руках. Из стойки на голове - в стойку на руках. Пробовать отпускать руки в стороны, ноги разножкой. Опускаться на голову из стойки на руках. В стойку на руках - из стойки на голове (юноши силой).Фиксировать, отпуская руки. Силой из стойки на голове в стойку на руках (юноши).Фиксировать (самостоятельно), выпрямив ноги. Фиксировать (самостоятельно) - ноги в группировке. Фиксировать (самостоятельно), выполняя движения - группировать и выпрямлять ноги, опускать их углом и поднимать, соединять и разъединять. Вращаться в стойке на голове (подготовка).Вращать палку ногами (подготовка).Вращаться (самостоятельно) на опоре. Вращать палку ногами (самостоятельно).Фиксировать (самостоятельно) в разных положениях на выдержку. Фиксировать, прикладывая руки к бедрам.

Раздел 3. Равновесие на катушке. Запрыгивать и спрыгивать. Техника балансирования. Запрыгивать и спрыгивать, заходить и сходить. Жонглировать тремя предметами. Стойка на руках толчком - подготовка (девушки по желанию). Стойка на руках (самостоятельно)Силой в стойке на руках - ноги углом. Из основной стойки на площадке - силой в стойку на руках группировкой, сойти в исходное положение.

Раздел 4. Равновесие на локте. Положение туловища, рук, ног. Фиксировать, придерживаясь другой рукой. Фиксировать без помощи другой руки. Опуститься в равновесие на локте из стойки на руках. Становиться в упор на локте без помощи другой руки. Фиксировать на вращающейся опоре. Опуститься в равновесие на локте из стойки на руках. Вращаться один круг. Из равновесия на локте - в стойку на руках силой - подготовка (юноши).Силой в стойку на руках (юноши).Из стойки на руках - в равновесие на локте и силой обратно в стойку (юноши).Вращаться - 2-3 круга. Силой в стойку на руках из равновесия на локте. Опуститься в равновесие из стойки на руках, вращаться один круг и обратно силой в стойку. Опуститься из стойки на руках, вращаться и обратно силой в стойку.



ФОКУСЫ

Содержанием этого древнего жанра является демонстрация замысловатых появлений, исчезновений, перемещений различных предметов, животных и людей. Искусство фокусников, создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют "честным обманом". Их мастерство зиждется на быстроте и ловкости рук и на применении специальной аппаратуры. Искусство фокусников - тонкое и сложное. Овладение им требует очень большого труда. Успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и от того, насколько он их изящно, легко, артистично преподносит. Зрители простят ошибку жонглеру или акробату, но с осуждением отнесутся к нечетким действиям фокусника. Ведь для них фокус - это интересная головоломка, и малейшая погрешность при демонстрации фокусов может обернуться провалом артиста. Поэтому кроме отличной техники исполнения артист должен обладать еще и находчивостью, чтобы уметь вовремя скрыть ошибку, завуалировать ее или превратить в "преднамеренную" шутку, как это делают опытные мастера. Наиболее интересные представители жанра, как правило, строят свои выступления в образно-игровой форме.

Артисты либо непринужденно разговаривают со зрителями, либо общаются с залом только пантомимически. Исполнители умело обыгрывают каждый фокус, в одних случаях откровенно показывая, что они лукавят со зрителем, в других - как бы иронизируя над своими действиями, в третьих - "изумляясь" тому, что у них получается. Искусство фокуса насчитывает несколько тысячелетий. Оно было известно, когда цирка еще не существовало.

*Фокус (от нем. "Hokus-Pokus" - ловкий прием, ловкая проделка) - трюк, поражающий зрителя своей сверхъестественностью.

**Факир (от арабск. "fakir" - бедняк) - исполнитель номера, основанного на демонстрации нечувствительности тела к физической боли.



Иллюзия

Иллюзия - показ фокусов, основанных на использовании специальной аппаратуры. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные "загадочные" исчезновения и появления вещей, а также самого артиста или его ассистентов, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания. Устройство аппаратуры - специальные пружины, двойное дно, скрытые перегородки, особо рассчитанные механизмы, определенная установка зеркал: и т. п.- позволяет артисту вводить зрителя в увлекательное заблуждение.

Все устройства и приспособления иллюзиониста тщательно замаскированы; его действия, так же как и действия ассистентов, детально продуманы и отработаны. Каждый жест артиста или его ассистентов имеет свое назначение, лишние движения недопустимы. Иллюзионисты, как и манипуляторы, широко пользуются отвлекающими приемами. В нужный момент ассистенты могут незаметно загородить иллюзиониста от глаз публики, невидимо передать ему или забрать от него нужный предмет. Словом, роль ассистентов в номерах иллюзионистов весьма ответственна. От них во многом зависит успех выполнения трюков.
В иных случаях иллюзионист без ассистентов вообще не может выступать. Ассистент иллюзиониста должен иметь определенную подготовку, в том числе и физическую. Чтобы спрятаться в очень тесном аппарате, а потом неожиданно появиться, ассистенту требуется акробатическая ловкость - ведь фокус происходит в считанные секунды. Вот почему опытные ассистенты высоко ценятся артистами этого жанра.

В иллюзионном аттракционе недопустимы никакие случайности, ошибки. Однако технически отлично исполненные фокусы - еще не искусство. Чтобы демонстрация отдельных фокусов воплотилась в художественный номер, необходима большая режиссерская работа по определению его композиции, стиля и оформления. И, конечно, от исполнителя требуется подлинное актерское дарование. Создавая обширные программы, фокусники, как правило, сочетают исполнение трюков манипуляции с иллюзионными трюками. Многие интересные фокусы, передававшиеся из поколения в поколение, дошли до наших дней. Нужно отдать должное изобретательности и выдумке фокусников прошлого. Бродячие артисты подчас были и искусными мастерами различных приспособлений, аппаратов. Еще и сейчас используется их реквизит и некоторые из сложных и "хитроумных" аппаратов.

Иллюзионное искусство применяет достижения и науки и техники:: движущиеся и звучащие автоматы, "волшебный" фонарь ("Латерна магика") и различные оптические приборы. Значительно расширились возможности жанра за счет открытия новых законов физики и химии в XVIII-XIX вв.

аппаратурой и большим количеством ассистентов, приспособив его показ к условиям цирка.

Вслед за ней и другие мастера этого жанра - Алли-Вад (А. Вадимов), Кио, М. Марчес - начали выступать в цирках. Они создали много новых оригинальных трюков, изобрели много новых приемов, позволявших демонстрировать высокохудожественные иллюзионные номера на манеже.

Многие фокусы перестали быть загадкой. О секретах и технике их исполнения, об устройстве аппаратуры можно прочесть в книгах, написанных мастерами этого жанра (1). Хотя на первый взгляд разоблачение фокусов снижает "секретность" (фокусы тем и интересны, что заставляют зрителя раздумывать над их исполнением), но частичное разоблачение способствует творческим поискам, созданию новых трюков и приемов.

Огромная роль в развитии иллюзионного аттракциона советского цирка принадлежит знаменитому мастеру фокусов Кио (Эмиль Теодорович Ренард). С помощью авторов, режиссеров, художников Кио сумел найти интересную форму театрализованной подачи иллюзии. Это были целостные представления со своими декорациями, постановочными эффектами, механическими трюковыми устройствами, с участием целого ансамбля специально подобранных ассистенток и ассистентов.


Манипуляция

Манипуляция (от латин. "manus"-рука) - трюковое действие, основанное на виртуозной технике пальцев и отличной координации движений рук.

При показе фокусов манипуляторы, как их называли в старину, оперируют преимущественно небольшими предметами: картами, шариками, монетами, платками, папиросами, часами, огарками свечей, спичечными коробками и т. п. Эти предметы неожиданно появляются в руках артиста, исчезают, подменяются другими, незаметно переходят из левой руки в правую и наоборот - передвигаются между пальцами, пропадают и возникают вновь. На глазах у публики одно действие переходит в другое без единой запинки, настолько незаметно, ловко и быстро, что зритель не может обнаружить передвижения предметов в руках артиста. Во время выступления манипуляторы часто пользуются различными обманными движениями, или пассами (от франц. "passer" - ловкий прием, маневр), отвлекающими внимание зрителей от основного действия. Манипулятору бывает достаточно одного мига, чтобы незаметно выполнить нужный маневр. Такая техника для манипуляций с предметами вырабатывается упорной многолетней тренировкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: