Внешняя политика России в 1990-е

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ "БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ"

Суверенная Россия стала правопреемницей СССР на международной арене. Важнейшими направлениями российской внешней политики являются:
- отношения со странами "ближнего зарубежья" - бывшими республиками СССР
- отношения со странами Европы, США и Японией.

Отношения России со странами "ближнего зарубежья"

После распада СССР в ДК 1991 страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее др. вступила в СНГ Грузия. 15 МЙ 1992 страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 ЯН 1993 - Устав СНГ.

Однако развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы. Отношения между  бывшими советскими республиками осложнились необходимостью урегулирования споров между вошедшими в него государствами, в т.ч. в военной области.

Все страны СНГ получили право на создание собственных вооружённых сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооружённых сил СНГ, Но затем начался раздел вооружённых сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии.

Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994.

В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Однако в России действуют и собственные космодромы (Плесецк и Свободный). Это ослабляет зависимость России от Казахстана в реализации космических программ (в связи с авариями российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура).

Отношения между Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ). В АВ 1992 он был выведен из состава Объединенных вооружённых сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В ИН 1995 президенты России и Украины, договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в МЙ 1997 Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 МЙ 1997 Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Т.н.м. и в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму.

Между Россией и др. бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ "титульным нациям" в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приёме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации "неграждан". Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приёму в Североатлантический блок.

Отношения между Россией и Украиной осложняются спорами о статусе Севастополя. Многие российские политики, в частности Ю. М. Лужков, настаивают на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и потому юридически остался российским городом. На Украине претензии российских политиков на Севастополь вызывают крайне болезненную реакцию. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Антироссийские политические силы на Украине оказывают поддержку чеченским сепаратистам.

В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, т.к. Украина в течение длительного времени нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причём таможенные правила постепенно ужесточаются.

Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря.

Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США. В 2000 российские войска окончательно покидают базы в Грузии.

Одним из наиболее важных партнёров России в рамках СНГ является Казахстан. Эта страна входит в таможенный союз, включающий также Россию, Киргизию и Белоруссию. Однако и в Казахстане наблюдается давление на русскоязычное население. Особенно сложное положение сложилось в северных областях страны, населённых преимущественно русскими и украинцами. Здесь существуют влиятельные политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России. Они находят поддержку определённых политических сил и СМИ России. В Казахстане это воспринимается как посягательство на территориальную целостность страны.

Наиболее близким партнёром России в Средней Азии является Киргизия. Узбекистан постепенно переориентируется на более тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается растущей угрозой со стороны афганских талибов и потребностью в российской военной поддержке. В Таджикистане, раздираемом гражданской войной, влияние России весьма значительно. В 1997 при посредничестве России между правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, т.к. в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с Казахстаном и др. южными соседями слишком дорого.

В последнее время в рамках СНГ стало складываться тесное сотрудничество Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Украины. В определённых случаях это невыгодно России, как, напр., в ситуации с поставками Украине туркменского газа.

Наиболее тесно развивается сотрудничество между Россией и Белоруссией. В АП 1996 подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 Сообщество стало Союза России и Белоруссии. 23 МЙ 1997 принят Устав Союза. Российско-белорусский союз постепенно тяготеет к превращению в конфедерацию. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система принципиально отличается от российской, т.к. в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна, что вызывает серьезные опасения у демократически настроенных российских политиков. Деятельность президента Белоруссии А. Г. Лукашенко встречает резкую критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, т.к. Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. В 2000 в Белоруссии неоднократно проходили митинги, требующие остановить процесс интеграции с Россией, который, по мнению оппозиции, обернется поглощением Белоруссии. В свою очередь, многие российские политики высказывают мнение, что объединение возможно лишь путем вхождения Белоруссии в состав России.

 

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

Республика Армения (с 15 мая 1992)

Республика Беларусь (с 31 декабря 1993)

Республика Казахстан (с 15 мая 1992)

Киргизская Республика (с 15 мая 1992)

Российская Федерация (с 15 мая 1992)

Республика Таджикистан (с 15 мая 1992)

Республика Узбекистан (с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006)

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: