РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Интегрированная защита растений
по направлению подготовки (специальности)
35.03.04 Агрономия
Симферополь 2019
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Программа составлена в соответствии с СУОС КФУ, утвержденным Ученым советом КФУ от «____» ________ 2019 г., протокол №
Разработчик: Лебедев Сергей Николаевич, доцент кафедры овощеводства и защиты растений кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Протокол от «» 2019 г. №
Заведующий кафедрой овощеводства и защиты растений
_____________________ / Турбин В.А.____/
(подпись) (Ф.И.О.)
Согласовано с учебно-методической комиссией факультета агрономии, садово-паркового и лесного хозяйства
Протокол от «» 2019 г. №
Председатель _____________________ /_ Кеньо И.М.______/
(подпись) (Ф.И.О.)
Распределение объема дисциплины по видам аудиторной и самостоятельной работы
| Виды работы | очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения |
| Объем в зачетных единицах | |||
| Общий объем дисциплины | 4,0 | 4,0 | |
| Объем в часах | |||
| Общий объем дисциплины | 144 | 144 | |
| Аудиторная работа | 64 | 16 | |
| в том числе: | |||
| Лекции | 16 | 8 | |
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | 48 | 8 | |
| Семинары | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 80 | 128 | |
| в том числе: | |||
| Экзамен | |||
| Виды текущего контроля самостоятельной работы
| |||
| Виды самостоятельной работы | Семестр | ||
| очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
| Курсовой проект / работа по дисциплине | |||
| Коллоквиум | |||
| Расчетно-графическая работа | |||
| Эссе | |||
| Контрольная работа | |||
| Реферат | |||
| другие виды работ | |||
| Формы промежуточной аттестации
| |||
| Форма промежуточной аттестации | Семестр | ||
| очная форма обучения | очно-заочная форма обучения | заочная форма обучения | |
| Экзамен | 6 | 6 | |
| Дифференцированный зачет | |||
| Зачет | |||
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
ПК-5. Способность к разработке экологически- обоснованной интегрированной системы защиты растений.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Организационно-хозяйственные, химические и биологические методы защиты растений. Основные характеристики, правила смешивания, оптимальные сроки и нормы применения фунгицидов и инсектицидов. Микробиологические и биологические препараты для защиты растений и регламент их применения.
Уметь: учитывать экономические пороги вредоносности при обосновании необходимости применения пестицидов. Выбирать оптимальные виды, нормы и сроки использования химических и биологических средств защиты растений для борьбы с вредителями и болезнями.
Владеть: ведением комплексной защитой посевов полевых культур от вредителей и болезней. Реализует меры по обеспечению карантинной фитосанитарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ПК-6. Способность к разработке технологии посева сельскохозяйственных культур, мероприятий по уходу за растениями и улучшению фитосанитарного состояния посевов на основе разработанных технологий с учетом их биологических особенностей культур и климатических условий.
Знать: требования к качеству посевного материала, сроки и способы высева сельскохозяйственных культур для разработки интегрированной системы защиты от наиболее опасных вредителей, болезней и сорняков, а также влияние агротехнических мероприятий на распространение вредителей, болезней и сорняков.
Уметь: пользоваться материалами почвенных и агрохимических исследований, прогнозами развития вредителей и болезней. Рассчитывать норму внесения пестицидов. Умеет пользоваться специальными программами и базами данных при разработке системы защиты сельскохозяйственных культур.
Владеть: методами мониторинга основных вредителей, болезней и сорняков для разработки интегрированной системы защиты сельскохозяйственных культур на основе разработанных технологий их выращивания с учетом биологических особенностей культур и климатических условий.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируются дисциплина «Интегрированная защита растений», являются: ботаника, химия, физиология и биохимия растений, почвоведение, фитопатология и энтомология, зоология, сельхозмашины.
Курс «Интегрированная защита растений» является основополагающим для изучения следующих дисциплин: овощеводство, плодоводство, виноградарство, растениеводство.
Содержание дисциплины (модуля)
| Раздел | Вид занятия | Темы, дидактические единицы | Применение современных образователь-ных технологий |
| Основы агрономической токсикологии. Санитарно-гигиенические основы примене-ния пестицидов. | Лекция 1 | Цель и задачи интегрированной защиты в садоводстве. Характеристика методов защиты растений. Место химического метода в интегрированной защите растений. | |
| Лекция 2 | Понятия о ядах и отравлениях. Токсичность пестицидов. Мера токсичности. Классификация пестицидов по химическому составу, объектам применения, характеру действия и способу проникновения. | ||
| Лекция 3 | Механизм действия пестицидов. Факторы, определяющие токсичность пестицидов для вредных организмов. Устойчивость вредных организмов к пестицидам, пути и способы преодоления устойчивости. | ||
| Лекция 4 | Санитарно-гигиенические и физико-химические основы применения пестицидов. | ||
| Лекция 5 | Характеристика способов применения пестицидов. | ||
| Практическое занятие 1 | Техника безопасности при хранении, транспортировке и работе с пестицидами. | ||
| Ассортимент современных пестицидов, их характеристика и особенности применения | Практическое занятие 2 | Фосфорорганические инсектициды | |
| Практическое занятие 3 | Синтетические пиретроиды. | ||
| Практическое занятие 4 | Неоникотиноиды. Специфические акарициды. | ||
| Практическое занятие 5 | Органические фунгициды. | ||
| Практическое занятие 6 | Неорганические фунгициды. | ||
| Практическое занятие 7 | Протравители | ||
| Практическое занятие 8 | Гербициды. Дефолианты. Десиканты. | ||
| Практическое занятие 9 | Гормональные инсектициды. | ||
| Практическое занятие 10 | Нематициды. Моллюскоциды. Фумиганты. Родентициды (Приготов-ление отравленных приманок. Суть. Способы приготовления, особенности раскладки. Виды вспомогательных веществ. Назначение) | ||
| Практическое занятие 11 | Приготовление бордоской жидкости и определение ее качества | ||
| Биологическая защита. Фитосанитарный мониторинг. Комплексное применение пестицидов в интегрированной защите растений | Лекция 6 | Биологически активные вещества насекомых | |
| Лекция 7 | Фитосанитарный мониторинг. Формы прогнозов. Учет вредных организмов плодово-ягодных культур и винограда. | ||
| Лекция 8 | Комплексное применение пестицидов. Ассортимент пестицидов в интегрированных системах защиты сельскохозяйственных культур. | ||
| Практическое занятие 12 | Бактериальные инсектициды и родентициды | ||
| Практическое занятие 13 | Грибные инсектицидные и нематоцидные биопрепараты. | ||
| Практическое занятие 14 | Вирусные инсектицидные биопрепараты. | ||
| Практическое занятие 15 | Фунгицидные биопрепараты (бакте-риальные, грибные, вирусные. | ||
| Практическое занятие 16 | Паразиты и хищники вредителей плодовых культур | ||
| Практическое занятие 17 | Паразиты и хищники вредителей овощных культур открытого и защищенного грунта | ||
| Практическое занятие 18 | Энтомофаги вредителей полевых культур | ||
| Практическое занятие 19 | Расчет потребности пестицидов | ||
| Практическое занятие 20 | Эффективность защитных мероприятий. | ||
| Практическое занятие 21 | Календарные планы по защите сельскохозяйственных культур от вредных организмов | ||
| Практическое занятие 22 | Календарные планы по защите сельскохозяйственных культур от вредных организмов | ||
| Практическое занятие 23 | Календарные планы по защите сельскохозяйственных культур от вредных организмов | ||
| Практическое занятие 24 | Календарные планы по защите сельскохозяйственных культур от вредных организмов |






