double arrow

Вопросы к экзамену по истории новейшего Запада, Ч.1.

1

Тематика и планы семинарских занятий

Для студентов IY курса. Ч.1.

 

Тема 1.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

План.

 

1. Проблемы Парижской конференции и способы их решения:

       А. Мирный договор с Германией;

       Б. Этнополитическая карта Центральной и Юго-Восточной Европы (Сен-Жерменский, Нейиский, Трианонский, Севрский договоры);

       В. Создание и принципы функционирования Лиги Наций;

        Г. Мандатная система.

2. Причины созыва Вашингтонской конференции.

А. «Договор четырех» и «договор пяти» - анализ текстов;

Б. «Договор девяти» и попытки решения китайского вопроса.

3. Роль Версальско-Вашингтонской системы в развитии международных отношений в первой половине XX в.

 

Источники и литература.

 

1. Хрестоматия по новейшей истории в 3 т. - М., I960.- Т.1. С.176-177, 179-190, 194- 196, 490-494, 592-593.

2. Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки. Первый период. 1918-1945гг. Часть 1 / Автор-составитель Л.М.Макарова.-Сыктывкар,2000.

3. Европа в международных отношениях 1917-1939 гг.- М., 1979.

4. Илюхина Р. М. Лига Наций 1919-1934.- М., 1982.

5. История дипломатии. - М.-Л.,1945.-Т.2.- С.366-367.




6. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г.- М.,1945.

7. Уткин А. И. Дипломатия Вудро Вильсона. - М.,1989.-Гл. 9, 10.

 

Пояснительная записка

Данная тема предполагает работу по выявлению нескольких причинно-следственных блоков, в рамках которых студенту предстоит анализ международной обстановки после первой мировой войны, когда на помощь привлекается ряд работ по истории дипломатии (напр. Европа в международных отношениях 1917-1939 гг.) Студент должен на основе алгоритма изучения научной литературы, показать цели и задачи политиков, собравшихся в Париже для пересмотра всей системы международных отношений.

На основе работы Гарольда Никольсона важно показать закулисные механизмы работы Парижской мирной конференции, когда во главу угла ставятся национальные интересы, а не общеевропейские и подчеркнуть значимость «большой тройки» - Д.Ллойд-Джорджа, Ж. Клемансо и В.Вильсона. (их политико-психологические портреты) как акторов мировой политики.

В рамках рассмотрения мирных договоров важно выделить территориальные, экономические, военные статьи и показать их место в общей характеристике раздела Европы.

Особо следует уделить внимание двум вопросам – мандатной системе и Лиге Наций, так как они взаимосвязаны между собой. Студент выявляет причины введения мандатной системы, имея в виду глобальные изменения в социально-экономической, политической системе капитализма и колониальной системы в мире. Следует обратить внимание на относительную легкость принятия решения о создании Лиги Наций по сравнению с мандатной системой.



Второй пункт рассматривается аналогично.

По третьему пункту следует обратить внимание на «европоцентризм» и складывающийся «атлантизм», а также указать на противоречивость Версальско-Вашингтонской системы международных отношений как гаранта мира, и в то же время уметь доказать, что это была «система».

 

Тема 2.

Коммунистическая и социал-демократическая альтернативы развития международного рабочего движения.

План

 

1. Причины раскола международного рабочего движения.

2. Теория и практика коммунистического движения:

а)    теоретические основы создания Коминтерна;

б)   структура Коминтерна;

в) «мировая пролетарская коммунистическая революция» как основа деятельности Коминтерна;

3.    Теория и практика социал-демократического движения:

а)    теоретические основы деятельности социал-демократического движения в межвоенный период;

б)   трансформации II Интернационала в 1918-1923 гг. и создание Рабочего Социалистического Интернационала, характеристика его деятельности.

 

Источники и литература.

 

Ленин В. И. Детская болезнь “левизны” в коммунизме // ПСС- Т.41- С.14-29, 50-74, 93-103; Он же . Детская болезнь “левизны” в коммунизме.- М.,1982.

 Ленин В. И. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата //ПСС.- Т.37.- С.491-510.

Хрестоматия по новейшей истории в 3-х томах.- М., 1960.-Т. 1-С.72-86, 103-108,114-115, 117-118.

Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки. Первый период. 1918-1945 гг. Часть 1 / Автор-составитель Л.М.Макарова.-Сыктывкар,2000.



История политических учений /Федорова О.Т. и др. – СПб,1994.

Три взгляда на государство: христианские демократы, либералы и социал-демократы. - М., 1992.

Ватлин А.Ю. Коминтерн: первые десять лет.- М., 1993.

Диманис М.Д. Социал-демократическая концепция государства //Полис.- 1992.- № 4.

Идеология международной социал-демократии в период между двумя мировыми войнами. М.. 1984.

Коминтерн и вторая мировая война. Ч.II. После 22 июня 1941 г.- М.,1997.

Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии.- Спб, 1994.

                                              

Пояснительная записка

 

Цель занятия: показать различия в развитии идейно-политических течений, имеющих одну теоретическую составляющую – марксизм.

По первому пункту на основе работ В.И.Ленина и Платформы Коммунистического Интернационала студент должен уяснить причины расхождения между революционным и реформистским марксизмом, уделив внимание дилемме «демократия-диктатура». На основе анализа «21 требования вступления в Коминтерн», провести грань между тоталитарной и демократической процедурами функционирования политической организации, обратив внимание на положения «демократического централизма».

По второму вопросу необходимо ознакомление с рядом работ монографического характера, в частности: «Идеология международной социал-демократии в период между двумя мировыми войнами. М.. 1984»; Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии.- Спб, 1994. Студент выявляет особенности идейно-политической платформы международных социал-демократических организаций в Западной Европе и составляет таблицу:

 

Коммунисты и социал-демократы в 20-е гг. XX века

 

   Коммунисты Социал-демократы
Основа идеологии    
Отношение к существующему буржуазному строю.    
Цели рабочего движения    

 

Далее на основе источников (См.: Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки. Первый период.1918-1945 гг. Часть I /Автор-составитель Л.М.Макарова.-Сыктывкар, 2000. С.77-98.) проанализировать отказ от идеи единого рабочего фронта.

В заключении подвести итоги причин неизбежного раскола международного рабочего движения.

 

Тема 3.

Фашизм как вариант праворадикального тоталитаризма

План

1. Понятие тоталитаризм, фашизм.

2. Муссолини и идея «корпоративного» государства.

3.  Германский фашизм: теория и практика:

А). Идейные истоки, идеологическая доктрина национал-социализма.

Б) Закон «Об обеспечении единства партии и государства» и формирование тоталитарной политико-правовой структуры. Принцип фюрерства.

В.) Расовая политика в Рейхе. Нюрнбергские законы о гражданстве.

Г) Фашизм и «русский вопрос».

 

 

Источники и литература

 

1. Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? // Полис. 1993. №3. С. 98-107.

2. Арендт X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.№ 2. С. 24—31.

3. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. М., 1983.

4. Документы нацистской Германии по русскому вопросу //Россия XXI.- 1993.- № 6.

5. Желев Ж. Фашизм. - М.,1991.

6. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. Гл. 1-2, 4-5, 7-8.

7. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фран. М., 1990. С. 255-263.

8. Муссолини Б. Доктрина фашизма // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т.Y. Политические документы.- М.,1997.

9. Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма.- М., 1981.

10. Розенберг А. Речь 20.06.41. по проблеме Востока // Россия XXI.- 1994.- № 6/7.

 

Пояснительная записка

Занятие предполагает работу над понятийным аппаратом, следствием чего становится проработка понятия «тоталитаризм», «фашизм», его исторических корней. Нужно вскрыть исторические причины возникновения фашизма и на основе работы Желео Желева показать характерные черты тоталитарного, фашистского общества. Анализ работы Ханны Арендт позволит акцентировать внимание на массовой базе фашизма.

По второму пункту следует на основе отрывка работы Б.Муссолини «Доктрина фашизма» показать особенности корпоративного государства.

По третьему пункту необходимо привлечь работы Р. Бурдерона, П.Ю. Рахшмира для выявления предтечи фашистского движения. Принцип фюрерства можно выявлять на основе работы Ж.Желева.

Одной из составляющих фашизма был расизм. Анализ документов и практики уничтожения не-арийцев должен выявить основные положения расовой теории нацистов и дать определение «холокост».

Малоисследованным в историографии является дилемма «нацизм – русский вопрос», и этот вопрос рассматривается после сообщения на основе материалов Нюрнбергского процесса.

 

Тема 4.

«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта как вариант развития государственно-монополистического капитализма (ГМК)

План

 

1. Особенности структурного экономического кризиса 30-х гг. в США. Антикризисная политика президента Гувера и предпосылки перехода к политике государственно-монополистического регулирования.

2. Государственно-монополистический капитализм (ГМК) - как форма существования капиталистического способа производства.

3. Государственно - монополистическая сущность «нового курса» Ф. Д. Рузвельта.

                А). Первые «сто дней» президента Рузвельта. Политика финансового оздоровления.

                Б). Социально-экономические реформы «нового курса».

                    

Источники и литература

 

1. Стегарь С.А. Практикум по новейшей истории (1917-1945).- М.,1980.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М.Черниловского.- М.,1996.

3. Хрестоматия по новейшей истории.- М.,1960.- Т.1.

4. Хрестоматия по новейшей истории.- М.,1971.- Т.1.

5. Гэлбрейт Дж. Как Кейнс пришел в Америку: (О книге английского экономиста “Общая теория занятости, процента и денег”) // Экономика и математические методы.-1997.-Т.33.-Вып.4.

6. Егорова Н.И. Изоляционизм 30-х гг. // Американский ежегодник.1984.-М.,1985.

7. Королькова Е.И. “Новый курс” Рузвельта.- М.,1992.

8. Мальков В.Л. “Новый курс” в США. Социальные движения и социальная политика.- М.,1973.

9. Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта.- Свердловск,1990.

10. Шкундин М. С. К истории государственно - монополистической и социальной политики США.-1929-1939.-М.,1980.

 

Пояснительная записка

 

Уяснение данной темы увязывается с политико-экономической составляющей капитализма. Выявляется понятие «государственно-монополистический капитализм» (ГМК) как форма существования либерально-демократической модели капиталистического общества. Выявляются причины принятия такой модели и отказ от экономической модели классического либерализма.

Студент должен иметь представление о экономических идеях Дж.М.Кэйнса и давать им оценку.

На основе документов «нового курса» необходим анализ экономической составляющей выхода из мирового кризиса США.

Основное внимание нужно уделить действиям правительства США в различных отраслях экономики, не забывая вычленять социальную составляющую политики правительства Ф.Рузвельта.

 

 

Тема 5.

Вторая мировая война

План

1. Периодизация и хронология второй мировой войны.

2. Нападение фашистской Германии на Польшу. Основные этапы формирования и деятельности антигитлеровской коалиции.

3. Нападение Германии на СССР и изменение характера войны.

4. Западный театр боевых действий: Атлантический, Средиземноморский, Африканский, Тихоокеанский.

5. Проблема основного вклада стран-участниц в разгроме фашизма в годы второй мировой войны.

         

 

Источники и литература.

 

Африка во второй мировой войне. - М., 1996

Белли В., Пензин К.В. Боевые действия на Атлантике и в Средиземноморье. - М., 1967

Вторая мировая война: Два взгляда. - М., 1995

Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Под ред. В. Михалки. - М., 1997

Вторая мировая война: Итоги и уроки. - М., 1985

Дискуссионные материалы о коренном переломе во второй мировой войне // История СССР. - 1985. - № 3; ННИ. - № 6; ВИ. - 1987. - № 4; ВИ. - 1988. - № 5

Дискуссионные материалы о характере и итогах второй мировой войны // ННИ. - 1988. - № 4, 6; ННИ. - 1989. - № 3, 6; ННИ. - 1991. - № 3; ННИ. - 1995. - № 2; ВИ. - 1988. - № 11; ВИ. - 1989. - № 4; ВИ. 1995. - № 7; МЖ. - 1995. - № 9; Полис. - 1995. - № 3; Родина. - № 5; СМ. - 1995.- № 9; Молодая гвардия. - 1995. - № 9; Государство и право. - 1995. - № 7; США: ЭПИ. - 1995. - № 10.

Гренье Ф. Дневник «странной войны». - М., 1971

Коротков Г.И. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей //ННИ.- 2005.- №2.

Новые документы из архивов СВР и ФСБ России о подготовке Германией войны с СССР. 1940-1941 гг. // НИИ. - 1997. - № 4

Оглашению подлежит. СССР - Германия. 1939-1941. - М., 1991

Черчилль У. Вторая мировая война. - М., 1991. - Т.1-3

 

Пояснительная записка

 

Данное занятие предполагает знание студентами межкурсовых и межпредметных связей. Это связано с выявлением двух проблем – характера второй мировой войны и проблемы основного вклада в разгром фашизма. Поэтому студенту предлагается ряд публикаций по этой проблематике, которые нужно проанализировать и сделать выводы.

Анализ боевых действий предполагает ознакомление с основными сражениями, проведенными союзниками в годы второй мировой войны, работу с картой сражений. Студент должен на этой основе представить не только масштаб сражений, но и в конечном итоге ответить на вопрос (он с подтекстом): Кто внес больший вклад в разгром фашизма – СССР или «союзники»?

 

Вопросы к экзамену по истории новейшего Запада, Ч.1.

 

  1. Понятие «новейшая история», неоднозначность трактовок. Периодизация «новейшей истории», ее вариативность.
  2. Европоцентризм, роль и значение в трактовке исторических событий.
  3. Страны Запада в итоге первой мировой войны.
  4. Влияние первой мировой войны и большевистской революции 1917 года на революционный подъем 10-х – начала 20-х гг. в странах Европы. Советские республики.
  5. Парижская мирная конференция 1919 г.: причины созыва, основные проблемы.
  6. Версальский мирный договор с Германией: анализ содержания.
  7. Сен-Жерменский, Нейиский, Трианонский, Севрский договоры, их характеристика.
  8. Мандатная система как элемент модернизации колониализма.
  9. Лига Наций: история создания, деятельность, значение.
  10. Репарационный вопрос (план Дауэса, план Юнга).
  11. Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг.: причины созыва, решения, итоги.
  12. Версальско-Вашингтонская система международных отношений: суждения, оценки.
  13. История создания Коминтерна. Идея мировой революции.
  14. Германская революция 1918 г. и Веймарская республика.
  15. Анти-республиканские кризисы начала 1920-х гг. в Германии.
  16. Происхождение и идео­логия германского национал-социализма.
  17. Понятие германская "Национал-социалистическая революция".
  18. Приход фашистов к власти в Италии. Особенности фашистского режима.
  19. Международные отношения в 20-е гг.XX в.
  20. Мировой экономический кризис и «новый курс» Рузвельта.
  21. Международные отношения в 30-е гг. XX в. Политика «попустительства».

22. Система коллективной безопасности: проблемы формирования

  1. Предпосылки, причины и характер Второй мировой войны.
  2. «Странная война» 1939 г. в Европе.
  3. Антигитлеровская коалиция. Становление, проблемы развития.
  4. Ленд-лиз и его значение во Второй мировой войне.
  5. "Второй фронт" и боевые действия в Западной Европе.
  6. Движение Сопротивления в Европе. Проблемы трактовки, типологии, периодизации.
  7. Коллаборационизм и его проявления (1936-1945 гг.).
  8. Тегеранская конференция. Основные проблемы.
  9. Ялтинская конференция. Основные проблемы.
  10. Потсдамская конференция, ее решения.
  11. Итоги Второй мировой войны.
  12. Ялтинско-Потсдамская система как новый этап в развитии международных отношений.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



1




Сейчас читают про: