Французская модель исторического романа в творчестве В. Гюго

В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богоматери». В нём он обращается к средневековью – действие отнесено к XV веку. Но собственно исторического материала (события, герои, факты) в романе практически нет.

1) Концепция истории: историю Гюго толкует как борьбу вечных начал – Добра и Зла, Любви и Ненависти, Жестокости и Милосердия.

2) Исторические личности занимают второстепенное место, а главные герои – вымышленные персонажи. Именно с ними и связаны исторические обобщения автора.

3) Роман имеет чёткую и яркую композицию. Все события строятся вокруг любви к девушке Эсмеральде трёх героев - это архидьякон Собора Клод Фролло, звонарь Квазимодо, аристократ капитан Феб де Шатопер. Кроме этой существует ещё одна важная «линия» романа, связанная с «двором чудес» – парижским кварталом бедноты.

Центральная фигура романа – символический образ Собора, олицетворяющего Средневековье, Религию, Догму. Все герои романа так или иначе связаны с Собором, к нему ведут все сюжетные линии романа.

4) Важнейший принцип романа – принцип гротеска (термин Гюго). Контрасты, конфликты, антитезы выстраивают и композицию, и идеологию произведения.   Характеры, образы тоже строятся на контрастах, (прежде всего это контраст внешнего и внутреннего).

5) Одной из центральных проблем романа становится критика религиозного фанатизма и аскетизма.

 

Историческая драма

Важнейшая сфера французской общественной и культурной жизни – театр.

Драматурги первой трети века: А.Дюма-отец, В.Гюго, А.де Мюссе, А.де Виньи

 

Как драматург Гюго разработал принципы романтического театра и реализовал их в серии пьес («Марион Делорм», «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор» и «Рюи Блаз»):

1) Драма – самый современный и важный жанр в «историческую», конфликтную эпоху. Особенно значимым становится жанр исторической драмы.

2) Социальная и политическая проблематика драм. В и сторической форме демонстрируются современные автору проблемы.

3) Типичный конфликт: столкновение простолюдина, человека из третьего сословия (или даже вне официального общества) и «сильных мира сего» – аристократов. Другой вариант – конфликт «честных» дворян и тиранов. Герой выступает против несправедливости общества, но остаётся одинок.

4) Гюго сохраняет в своих драмах конфликт чувства и долга, «преувеличивает» страсти и характеры (следование классицистической модели).

5) Положительный герой часто выражает политические, моральные позиции автора.

6) Цель театра по Гюго – воспитывать, прокламировать современные и прогрессивные идеи.

 

III. Жанры американского романтизма

Основные формы – роман (представители Купер, Готорн, Мелвилл, Бичер-Стоу, Брет-Гарт и др.) и рассказ.

 

 1. Ведущим жанром становится «короткий рассказ»/новелла, в котором сконцентрированы приметы американской идентичности и эстетические поиски. Одним из теоретиков и практиков жанра стал Э. По. Основные положения его эстетической теории (и теории рассказа) изложены в работах «Поэтический принцип», «Философия творчества», «Дважды рассказанные истории Готорна» (все – 1840-е гг.)

    Произведения самого По принадлежат к типу романтической новеллы и почти все – к психологической разновидности жанра (новеллы).

  Сам автор выделил одну жанровую модификацию – «логический рассказ» ( не детективный!! Понятия ещё не было)

«Логический рассказ» -разновидность жанра «короткого рассказа»/новеллы, разработанная Э. По и развитая в его творчестве. «Логический рассказ» стал прообразом, затем основой детективного жанра, в первую очередь, в его англо-саксонской традиции.

 

    По теории Э. По, рассказ как жанр малой прозы вообще предпочтителен, так как краткость, лаконичность способствуют «целостности эффекта или впечатления», тем самым ведут к наиболее адекватному восприятию произведения. Всё в произведении должно быть подчинено этой цели, продумано и пропорционально выстроено. Этот рациональный подход сочетается у По с фантастическими, экзотическими, исключительными элементами.

К «логическому» жанру относятся 3 рассказа Э. По, объединённые фигурой сыщика-любителя Огюста Дюпена, к ним примыкает рассказ «Золотой жук», обыгрывающий типично американскую тематику (поиски клада).

В рассказах о Дюпене Эдгаром По «открыты» различные элементы, ставшие затем отличительными для детективного жанра в целом: в центре – криминальная тайна, которую гениальный сыщик разгадывает как математическую задачу, ядром разворачивания сюжета, таким образом, становится логический процесс, интеллектуальная игра; действие разворачивается «от конца» (с факта преступления – к его разгадке), позволяя читателю «разворачивать» клубок фактов самостоятельно; напряженность сюжетного действия, возникающая не только путём «нанизывания» деталей, но и с помощью возбуждения любопытства читателя; две основные фигуры – гения-интеллектуала, сыщика не по профессии, а по призванию, противопоставленного социуму, и его спутника-рассказчика, глазами которого даны действие и сам сыщик, обычного человека, с которым идентифицирует себя читатель.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: