Правовые основания деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей (зарубежные предприятия)

Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей (Постановление РБ) - акт

законодательства, призванный обеспечивать активное развитие  различных форм внешнеэкономического сотрудничества, дальнейшей интеграции республики в мирохозяйственные связи, а также увеличения ее активов за границей.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей» (далее - Постановление) от 29 мая 1992 г. N 324, действует с учетом изменений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.93 г. N 719; 25.09.98 г. N 1488; 11.06.99 г. N 882.

В соответствии с данным Постановлением, юридические и физические лица республики, получившие в установленном порядке право на внешнеэкономическую деятельность, могут осуществлять ее за рубежом путем:

создания в иностранных государствах хозяйственных структур, в том числе страховых и перестраховочных организаций, их филиалов и представительств, либо участия в их капитале и в органах управления (в дальнейшем именуются зарубежные предприятия, зарубежные страховые организации);

приобретение акций и паев существующих за рубежом фирм и предприятий, а также проведения операций с ценными бумагами на фондовых биржах (в дальнейшем именуются -- операции с ценными бумагами);

приобретения для осуществления и развития своей хозяйственной деятельности земельных участков, зданий и сооружений (в дальнейшем именуются -- собственность за рубежом);

учреждения за рубежом банков с участием белорусского капитала, филиалов (представительств) белорусских банков.

Установлено, что создание зарубежных предприятий и приобретение собственности за рубежом осуществляются государственными предприятиями, организациями и учреждениями с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа. Субъекты хозяйственной деятельности с иной формой собственности создают зарубежные предприятия и приобретают собственность за рубежом с согласия их высшего органа управления.

Руководители и (или) главные бухгалтеры субъектов хозяйствования, которые создают предприятия за рубежом совместно с иностранными учредителями, обязаны:

проверить надежность и финансово-экономическое положение предполагаемых партнеров путем анализа их финансового отчета по прибылям и убыткам за полный год и балансового отчета;

осуществлять периодический контроль за деятельностью учрежденного предприятия.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются на основе разрешений (лицензий) Hационального банка Республики Беларусь.

   Отмечено, что создание зарубежных страховых организаций осуществляется по разрешению Государственного страхового надзора Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь.

Регистрация зарубежных предприятий, банковских структур в Республике Беларусь производится в течение одного месяца с даты регистрации их за границей.

Вклады в уставный фонд зарубежного предприятия могут быть осуществлены только после его регистрации в Республике Беларусь. Если законодательством страны местонахождения зарубежного предприятия предусмотрено иное, то с разрешения Hационального банка Республики Беларусь до регистрации предприятия в республике в уставный фонд вносится минимально необходимая сумма.

Внесение имущества в качестве вклада в уставный фонд зарубежного предприятия после его регистрации в стране, принимающей инвестиции, если иное не установлено законодательством этой страны.

Внесение государственного имущества в качестве вклада в уставный фонд зарубежного предприятия осуществляется после проведения экспертизы достоверности оценки такого имущества Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации.

Национальный банк в течение месяца после выдачи разрешений, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, уведомляет об этом

Министерство иностранных дел и Государственный налоговый комитет.

Государственный таможенный комитет в течение месяца после таможенного оформления товара (имущества), вывозимого белорусскими участниками с таможенной территории Республики Беларусь в качестве вклада в уставные фонды зарубежных предприятий, уведомляет об этом Министерство иностранных дел и Государственный налоговый комитет.

В соответствии с п.1.4. Постановления, прибыль, получаемая от деятельности зарубежных предприятий, а также доходы от операций с ценными бумагами, получаемые белорусскими субъектами хозяйствования, облагаются налогом в соответствии с действующим в республике законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Ответственность за своевременный перевод прибыли и доходов в полном объеме в республику несут белорусские участники зарубежного предприятия.

ТНК как субъект МЧП.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) дала следующее определение: термин "многонациональная компания", используемый в широком смысле, "охватывает компании, которые через отделения, филиалы или иные организации занимаются значительной коммерческой или иной экономической деятельностью в государствах иных, нежели государство, в котором находится контролирующий или принимающий решения центр". По определению Института международного права, "многонациональное предприятие - это группа компаний, действующая на основе общей собственности или под общим контролем, члены которой учреждены по законам более чем одного государства".

Основными компонентами ТНК являются: материнская компания, дочерние компании и филиалы. Материнская компания - образование, которое прямо или опосредованно владеет большинством акций или иным путем осуществляет контроль над другими компаниями, образующими ТНК. Дочерняя компания - компания, которая принадлежит другой компании, владельцем которой является та же группа компаний, или же контролируется ею. Обычно дочерняя компания учреждается на основе законов государства, в котором она создается. Филиал - часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность.

 ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей. Вместе с тем между ТНК и государствами существует активное взаимодействие. Государства обеспечивают поддержку и защиту ТНК и одновременно используют их при осуществлении своей политики.

 Говоря о роли ТНК, следует учитывать, что они представляют капитал промышленно развитых стран и в своей деятельности руководствуются соответствующими интересами.

Когда ТНК выходит один на один с экономически слабым государством, соотношение сил оказывается не в пользу последнего со всеми вытекающими последствиями, включая юридические. Используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказывать влияние и на политику принимающего государства

 Осуществляемое в рамках ТНК планирование включает создание закрытых систем международной торговли, в которых значительный ее объем осуществляется между фирмами, находящимися под контролем одной группы корпораций. Треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю. Это дает возможность сокращать налоги и другие платежи. Можно по своему усмотрению определять уровень платежей с тем, чтобы прибыли сосредоточивались в одном государстве, а убытки - в другом. Экологически вредные производства можно сосредоточить в одних странах, а чистые - в других.

Особенность правового положения ТНК состоит в значительной автономии в отношении государств, поскольку свои предприятия они создают в нескольких странах. Признаком ТНК является не ее правовая форма, а скорее фактический контроль за принятием решений в системе корпорации. Появилось не юридическое, а экономическое и даже политическое понятие "группа корпораций". Оно обозначает юридически самостоятельные корпорации, находящиеся в отношениях взаимозависимости, определяющей контроль или доминирование одной из них над остальными (сверхтранснациональное образование).

 Общий принцип относительно ТНК содержится в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства" (ст. 2).

ЭКОСОС учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссия разработала Кодекс поведения ТНК, положения которого носят рекомендательный характер. Государства, граждане которых контролируют большинство ТНК, действуя в интересах последних, заняли двойственную позицию. На политическом уровне они поддерживали идею Кодекса, а в юридическом плане противодействовали ее реализации, ссылаясь на то, что государство не вправе контролировать соответствующую деятельность ТНК, поскольку это частные компании, независимые от государства. Между тем, как известно, промышленно развитые страны не останавливаются перед принятием самых решительных мер в отношении частных компаний, когда этого требуют их интересы.

Орган промышленно развитых стран - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла Руководящие начала для многонациональных корпораций, которые также не являются юридически обязательными, носят характер мягкого права.

Согласно этому документу государственная принадлежность корпорации определяется в зависимости от ее учредителей. Реальной связи с государством, как в случае с физическими лицами, не требуется. Государственная принадлежность предоставляется на следующих основаниях: корпорация учреждена на основе права данного государства или ее центр расположен на его территории либо корпорация контролируется гражданами этого государства. Такое государство вправе оказывать корпорации дипломатическую защиту. С другой стороны, государство, гражданством которого обладает большинство акционеров, не может оказывать дипломатическую защиту корпорации иной государственной принадлежности, несмотря на то что реальная заинтересованность налицо.

 Основы современного правового статуса ТНК определяются общими нормами международного права. Территориальная юрисдикция принимающего государства издавна считается нормой международного права. Она подтверждена рядом современных правовых актов, логически вытекает из принципа суверенитета государства над природными ресурсами и экономической деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: