Эго-психология и диспозициональное направление

 

Эго-психология и ее представители. Благодаря структурному подходу, предложенному З. Фрейдом в 20-х г. ХХ в., были выделены три инстанции - Оно, Я и Сверх-Я. Позднее, отмечая этот факт, Эрик Эриксон писал, что психоаналитики постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия, склоняясь то в сторону импульсов (Оно), то в сторону долженствования, совести (Супер-эго). Модификация классического психоанализа шла не за счет введения новых конструктов, а за счет уточнения и более глубокого изучения структурных аспектов ортодоксального психоанализа. Так, эго-психология сосредоточилась на анализе строения личности, ее развитии и адаптации, автономии и свободе, на особенностях строения Я, его функционировании и взаимодействии с влечениями. Яркими представителями эго-психологии были Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни.

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Как указывают Л.Хьел и Д.Зиглер, Эриксон решительно отошел от психоанализа по четырем важным пунктам:

во-первых, в его работах намечается решительный сдвиг от ид к эго; эго составляет основу поведения и функционирования человека. В своей эго-психологии он доказывал, что эго – это автономная ситстема, взаимодействующая с реальностью;

во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором живет семьи;

в-третьих, его теория охватывает все жизненное пространство индивидуума (от рождения до старости);

в-четвертых, у Эриксона и Фрейда различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов.

Он оптимистически полагал, что каждый личностный и социальный кризис представляет своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту, а не к социальному угасанию.  

Предметом исследования Э. Эриксона (1902-1994) стала идентичность как тождественность человека самому себе, как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве и разнообразии отношений личности к окружающему миру. Выводы, которые он делает относительно природы неврозов, соотносятся не с нарушением психосексуального развития, как считал З. Фрейд, а с тем, что происходит разрыв между настоящим и прошлым образами Я. Невроз по Эриксону - не интра-, а интерперсональное явление.

Свой фундаментальный труд "Детство и общество" он издает в 1950 г., имея богатый эмпирический материал, собранный на разных выборках. Э. Эриксон исследует личностную и историческую идентичность применительно к таким областям теории и практики, как этнопсихология, исследование так называемых военных неврозов, детская психология.

Суммируя свои выводы относительно природы идентичности, или тождественности  личности, Эриксон определяет ее как важнейшую характеристику целостности личности на высших уровнях развития, как интегративное качество ее организации, в центре которой находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами.

Человек, по Эриксону, проходит психологические стадии развития Эго, или Я, в ходе которых он устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Принцип прохождения стадий носит название эпигенеза, поэтому и теорию Эриксона называют эпигенетической. Эпигенез - учение о зародышевом развитии организмов как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований.

По сути, сам термин означает, что:

1) развитие не есть простое развертывание того, что уже зародилось, возникают новые качества, формы, которые не были изначально предопределены;

2) кроме "начал", материи, генов и др. роль отводится неким запускающим процессам, механизмам субъективного (готовность, предрасположенность) и объективного (условия, обстоятельства, деятельность) порядка.

Содержание и форма нового качества определяются общением индивида с социальным окружением, но при этом оно обязательно опирается на внутренние предпосылки.

Первые стадии развития Эриксон выделяет по аналогии со стадиями психосексуального развития Фрейда. Правда, он их истолковывает несколько иначе. По Эриксону, созревание определенных психофизиологических систем организма делает индивида восприимчивым к определенным социальным воздействиям. Общество предъявляет к человеку требования, но в то же время предоставляет возможности, широкий спектр средств, способов решения социальных задач.

Отношения, которые формируются у человека к новым требованиям, ролям, задачам, становятся центром его идентичности. При переходе от одной целостности к другой происходит смена идентичности, которая носит название кризиса. Такие кризисы у Эриксона имеют нормативный характер, стимулируя процесс личностного роста.

Эриксон выделяет восемь стадий жизненного цикла человека, на каждой из которых делается выбор между двумя полярными отношениями к миру и к себе.

Орально-сенсорная, или инкорпоративная (0-18 мес.). Цель: выбор между доверием или недоверием. Имея чувство определенности, доверия, ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное, стабильное место. Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства, тождества переживаний. Такая согласованность и непрерывность переживаний обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности. Критерием сформированности доверия считается способность ребенка спокойно переносить уход матери из поля зрения. На орально-сенсорной стадии формируются элементы защитных механизмов: проекции - приписывания другим собственных отрицательных, неодобряемых свойств и интроекции - вбирания внутрь внешних источников положительных состояний. Интроекция образов родителей является первой ступенью в формировании идентичности личности.

Мышечно-анальная (18 мес. - 4 года). Цель: выбор между автономией или стыдом. Предпосылкой этой стадии является овладение ребенком способности ходить как основы для развития автономности и самостоятельности. Автономия - самостоятельное передвижение ребенка в контролируемом пространстве. Стыд - гнев, направленный на себя из-за нежелания родителей развивать у ребенка самостоятельность. Стыд формируется под воздействием упреков родителей, запретов, не имеющих явного социального значения. Родители ругают ребенка за неумение быть опрятным, неумение контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Базисное чувство сомнения во всем, что человек оставил сзади себя, позднее, т.е. во взрослом состоянии, может быть выражено в паранойяльных страхах преследования, угрожающих сзади. Положительным исходом этой стадии является развитие элементов самоконтроля и саморегуляции.

Локомоторно-генитальная, или эдипова (4-6 лет). Цель: выбор между инициативой и виной. Развитие речи, овладение новыми понятиями, умение планировать, предвосхищать некоторые события является основой для формирования на этой стадии новой формы идентичности - идентификации, т.е. уподобления взрослому человеку определенного пола и усвоения свойственных ему форм поведения. Инициатива добавляет к автономии предприимчивость и планирование, это - освоение нового за счет умения ставить перед собой цели. Вина - негативная оценка ребенком своих неправильных действий, чувство неуверенности в себе, вызванное потребностью любить и получать любовь родителя противоположного пола.

Латентная (6-11 лет). Цель: выбор между чувством умелости, компетентности и неполноценностью. Это период, который в самых разных обществах означает один и тот же процесс - начало систематического усвоения знаний, умений, навыков. Именно они позволяют ребенку чувствовать себя компетентно. Компетентность - уверенность в том, что в соответствие с социально значимыми целями ребенок может оказывать положительное влияние на окружающих его людей. Неполноценность (некомпетентность) проявляется в чувстве ущербности, неумелости, робости и замкнутости.

Стадия юности (11-20 лет). Цель: выбор между обретением положительного Я и диффузной идентичностью. Под диффузной идентичностью понимают неясность представлений о себе, неопределенность жизненной перспективы, приводящие к желанию присоединиться к группе, к зависимости от чужого мнения, к пассивности в принятии решения. С целью сохранения своей личности от распада юноши сверхидентифицируются с героями неформальных объединений и компаний. Состояние юношеской влюбленности интерпретируется Эриксоном как попытка добиться четкого определения собственной идентичности путем проекции расплывчатого образа своего эго на других людей и наблюдения за собственным "отражением". Для Эриксона стадия юности имела такое же важное значение как фаллическая стадия для Фрейда.

Ранняя взрослость (21-25 лет). Цель: выбор между интимностью и изоляцией. Интимность означает готовность слить свою идентичность с идентичностью другого при наличии установки сохранить свою идентичность и индивидуальность. Интимность основана на развитии положительного Я в предыдущий период развития, изоляция, как правило, наоборот, тесно связана с диффузией Я. Это объясняется тем, что сформированность представлений о себе, определенность собственных границ позволяет индивиду оставаться самим собой даже при установлении доверительных, интимных отношений с другими людьми. Диффузная идентичность развивается в чувство изоляции, обособление как  следствие возникающего страха быть поглощенным, инкорпорированным.

Взрослость (25-60/65 лет). Цель: выбор между продуктивностью или застоем. Новые условия жизни, которые предъявляет социум человеку на этой стадии развития, вызваны его особым положением в обществе, а именно необходимостью установления конструктивных отношений с разными поколениями. Например, для 50-летнего человека такими отношениями могут быть общение со своими родителями, детьми и внуками, которые требуют разные когнитивных, эмоциональных и коммуникативных стратегий. Застой, или стагнация, сопровождается замкнутостью, стереотипностью поведения, ригидностью, центрированностью на себе.

Зрелость (свыше 60/65 лет). Цель: выбор между интеграцией или отчаянием. Интеграция - это принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни. Отсутствие интеграции выражается в страхе смерти, отвержении своей жизни Эриксон говорил о замкнутости жизненного цикла, связи между младенческим доверием и целостностью взрослого. По его мнению, здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, которые характеризуются особыми новообразованиями. Каждое из них формируется в процессе разрешения человеком конфликта между двумя противоположностями, одна из которых способствует поступательному развитию личности, а другая - тормозит его. Эти тенденции включают и определенную черту личности и отношение человека к миру, к жизни, к себе.

В своих ранних работах такими положительными качествами были   доверие, автономия, инициатива, компетентность, положительно организованная идентичность, близость, генеративность и интегративность. К отрицательным качествам относились   недоверие, стыд, вина, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация и отчаяние.

В последних работах он пересматривает свой взгляд на развитие личности, определяя новообразования как неустойчивый баланс между этими двумя тенденциями. При благоприятном разрешении кризиса баланс нарушается в сторону положительных качеств.

Теперь эпигенетическими образованиями каждой стадии Э. Эриксон называет Надежду, Волю, Намерение, Компетентность, Верность, Любовь, Заботу и Мудрость, каждое из которых включает в себя два противоположных качества. Равновесие между ними может нарушаться то в одну, то в другую сторону возбуждения [49,56,58,63 ].  

Теория личностных черт Г. Олпорта. Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению,   в  основе которого лежат две общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. Их суть в том, что: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, не похож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные   черты преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность  есть основная характеристика человеческой природы".

Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

Олпорт ввел свой собственный термин – проприум («свойственный», «присущий») – это то, что во внутреннем мире признается своим и является отличительной чертой. Проприум дает направление жизни человека, это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Понятие, напрямую связанное с проприумом, – идентичность, рассматривается как внутреннее постоянство. По Олпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации он ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями, подобно тому, как дерево, выросшее из семени, функционально от семени автономно. Мотивы зрелой личности нельзя выводить из ранних намерений и представлений. Цели взрослого человека определяются текущей ситуацией и нынешними намерениями.

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

· детская стадия;

· стадия относительной дифференциации;

· стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

"С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща Я. Я является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность". Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна.

Г. Олпорт внес значительный и разносторонний вклад в персонологию. Предметом его исследований стали жизненные ценности, темперамент, характер личности. Ученый не раз подчеркивал важность объединяющей философии жизни, которая основана на ценностях, т. е. на убеждении человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет. Полагая, что усилия человека найти смысл жизни определяются ценностями, он стал одним из авторов теста изучения ценностей.

Многим знакома идея Олпорта относительно характера личности: характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, по его мнению, является «первичным материалом», из которого строится личность, а также особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума. Тем самым Гордон Олпорт подчеркивает целостность и неделимость всей структуры личности [36,49,56,58].  

 

Таким образом, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению личности. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самоактуализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении исследователя понять и предсказать развитие реальной конкретной личности. Отличительная черта теоретической ориентации Олпорта – его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт [36].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: