Классификация проблем, решаемых посредством к/я в с/р

У людей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для здоровья обоих. Подобные проблемы называют оперативными.

Иногда клиенту нужна помощь в решении тех вопросов, с которыми он вполне смог бы справиться самостоятельно, где специальные психологические знания не нужны, а необходим совет, основанный на здравом смысле. Например, такой проблемой может стать рациональное распределение времени между различными видами деятельности всех членов семьи в течение дня. Такие проблемы называются житейскими.

Возможны варианты, когда у клиента имеется правильное понимание своей проблемы, но не хватает знаний и решимости для того, чтобы приступить к ее решению. Тогда, общаясь со специалистом, человек периодически, на протяжении какого-то времени, получает необходимую профессиональную и моральную поддержку, что придает ему уверенности в себе. Такие проблемы можно назвать пролонгированными.

Основываясь на опыте работы, можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к специалистам:

• проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала;

• поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, антисоциальное поведение;

• эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, страхи;

• проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость;

• неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), энурез (недержание мочи), нарушения сна.

Зачастую неподготовленному человеку, утомленному житейскими неурядицами и расстроенному возникшими проблемами, очень сложно сформулировать конкретный запрос к специалисту по поводу своих ожиданий при решении личностной или семейной проблемы. Однако это необходимо сделать, поскольку несовпадение ожиданий клиента и возможностей психолога может привести к трудностям во взаимодействии и, как следствие, к снижению эффективности при оказании помощи. Наиболее распространенными запросами к консультанту образовательного учреждения являются:

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;

• получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в образовательном учреждении;

• получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;

• определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения (массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия) и так далее.

Более широкий спектр разновидностей социального консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.

Психологическое консультирование рассматривается как непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Психосоциальное консультирование осуществляется воздействием не только на личность консультируемого, но и на его социальное окружение с целью помощи консультируемому в контексте социальной адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни.

Для того чтобы предотвращать такие ситуации созданы специальные консультативные центры, которые готовы осведомить клиента о том, какими правами он обладает по праву.

К примеру, образовательного консультирования относиться и консультирование по поводу выбора будущей профессии школьниками. В сфере образования консультирование не рассматривается должным образом. На наш взгляд, в консультировании очень нуждаются старшеклассники, в особенности обучающиеся 11 класса. Так как им предстоит нелегкий путь выбрать должную профессию, которая в дальнейшем станет одной из частей смысла жизни. Основная задача специалиста-консультанта в этой области должна заключаться в правильной трактовке и донесении до обучающихся смысла той или иной профессии.

По мнению В. В. Столина, высказанные жалобы клиента могут быть структурированы по направленности локуса жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

 По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций): на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...); семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», не так»); супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения (нет взаимопонимания, любви и т. д.); самого себя (свой характер, способности, особенности); третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

 По объектному локусу выделяют следующие виды жалоб: на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.; нарушение психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости); поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т. п. для ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. для супруга); психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.).

 Проблема – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Также под проблемой можно понимать трудности перевода ситуации из реальной в желаемую (как ее видит для себя клиент). Запрос – это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет – «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: