Цикл эмпатического реагирования

1. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту.

2. Фаза эмпатического резонанса: У консультанта возникают чувства, образы, воспоминания в ответ на то, что он видит, слышит и чувствует вместе с клиентом.

3. Фаза выражения эмпатии: Вербальный/невербальный эмпатический отклик, но здесь важно передавать эмоции.

4. Фаза получения эмпатии. Это фаза при положительном принятии клиента.

В консультировании два Человека – психолог и клиент – создают общую ситуацию взаимодействия, максимального понимания друг друга, ситуацию взаимного доверия, открытости к изменениям. И в результате каждый из них обогащается: клиент личным опытом, психолог профессиональным.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Эмпатия содержит в себя вчувствование, при котором консультант не теряется в системе ценности клиента, благодаря этому консультант работает глубиной и в системе ценности клиента, но чувство его не перегружает на столько, что он не мог с ним справиться. Уровни эмпатии: 0. Уровень. Не эмпатируя клиенту мы даем отклик, который не показывает наше понимание чувств клиента. Это: суждение, совет, комментарии, это не эмпатическое регирование. 1. Уровень. Консультант показывает чувствительное понимание клиента, но так как будто консультант упустил что-то, что сказал клиент. 2. Уровень. Консультант показывает понимание, и принятие чувств мысли клиента. 3. Уровень. Когда консультант понимает клиента за пределами уровня текущего осознования клиента его сущности, т.е. консультант показывает понимание скрытых чувств.

Таким образом, проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

Научные подходы к организации и проведению соц/экономического, соц/ медицинского, соц/правового и психосоциального консультирования.

I. Психоаналитическое направление.

 В его основе лежит глубинная психология (психодинамическое направление), представлена на сегодня психоанализом З. Фрейда и множеством его модификаций (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). В рамках психоанализа сущность человека определяется психической энергией, сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго, суперэго. Поведение мотивируется сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на современном чередовании стадий сексуального развития.

Цель консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

II. Адлерианское направление.

Подчеркивается позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. На стиль жизни влияют порядковый номер рождения, стиль родительского воспитания, те или иные особенности физического развития. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Акцент в консультировании делается на трансформации целей жизни клиента, помощи в формировании социально значимых целей и корректировке ошибочной мотивации посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Важное место занимает реконструкция индивидуального стиля жизни.

III. Терапия поведения.

Терапия поведения имеет в своей основе поведенческий подход в психологии. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера, к которым позднее присоединились Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и др. В нем человек рассматривается как продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечисляются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее. Психолог-бихевиорист действует и как консультантэксперт, обучающий клиента эффективному поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: