Исторический путь Православия

Православие как восточная ветвь Христианства родилось в восточных пределах Римской империи в Палестине после известных евангельских событий, связанных с жизнью и подвигами Христа и его апостолов. Основанием Церкви стала маленькая группа учеников Христа (апостолов), способных поместиться в одной небольшой комнате. И эта крошечная группа, воспринимаемая вначале как ничтожная иудейская секта, как простые рыбаки Палестины, покорила великие цивилизации мира. И Рим, и Греция, и весь Старый и Новый Свет склонили головы перед простыми неграмотными рыбаками захолустной провинции. Этот факт ясно указывает на некий инициирующий акт огромной духовной силы, которым могли быть только реальное Воскресение Христа и Пятидесятница – День схождения Святого Духа на апостолов – день рождения Христианской Церкви. Центры Православия совпали с древними апостольскими кафедрами, такими как: Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь и др. После трёхвекового гонения на христиан, подробно описанного историком Евсевием Кессарийским[101], после победы императора Константина[102] над соправителем своим - язычником Максенцием, в начале IV века н.э., восточная половина Римской империи преобразуется в Византийскую империю, и Православие становится государственной религией Византии.

В течение 1000 лет Православие развивается в лоне Византии, приобретая свой подлинный культурный облик со стройным вероучением (выработанным на семи Вселенских Соборах), с практикой духовно-нравственной жизни (достигнутой и сформированной в греческих монастырях), с многоплановым искусством музыкальных, иконописных, литературных и архитектурных традиций. Православие в Византии вобрало всё лучшее из античного мира греко-римской культуры и обогатилось новыми византийскими достижениями в религиозно-философском, эстетическом, литературном и социальном аспектах. Носителем и олицетворением всей культуры и всего знания Православной Византийской цивилизации стал патриарх Фотий[103] и его ученики – славянские первоучителя Кирилл и Мефодий. И их жизнь провиденциально совпала с образованием и началом просвещения православных славянских государств: Моравии, Паннонии, Болгарии и Древней Руси. И «цвет классической культуры» Византийской культуры, сформированный к IX-X векам после заката Византии был бережно передан «младенствующей» в вере и культуре Древней Руси. К сожалению, вместе с духовными ценностями был передан отчасти и дух греческой гордости и ксенофобии: лютая неприязнь католичества и мусульманства. Православие, как мы видим, получило преемство в виде наследников своих – греческих и славянских государств, из которых самым мощным и плодовитым преемником вселенского православия стало Древнерусское государство. Уникальным духовно-просветительским центром для Руси стал греческий Афон[104] – беспрецедентное монашеское христианское государство, поддерживающее и питающее Россию духовно на протяжении всей истории.

В 988-990-х годах через крещение Руси начинается официальная история Русской Православной Церкви. В домонгольский «золотой» период Киевской Руси просиял своими подвижниками монастырь святых преподобных Антония и Феодосия – Киево-Печерская Лавра. От неё разошлись лучи духовно-нравственного просвещения Руси через учеников Лавры на северо-восток. В монгольский период явились святые витязи полководцы, отстоявшие Родину умом, сердцем и мечом. Именно Церковь стала спасительницей народа, подготовившей возрождение Руси через Святого преподобного Сергия Радонежского и Московских князей, сумевших объединить под знаменем Православия вокруг Москвы разрозненные и обессиленные княжества и сломить многовековое монгольское иго в 1380 году на Куликовом поле и на реке Угре при царе Иоанне III-м. По словам В.О. Ключевского, без Святого Сергия Радонежского и Церкви этнос прекратил бы своё существование или навеки стал бы безнравственным, мелким и эгоистичным. Московский период истории православной Русской Церкви сверкает именами многочисленных подвижников – святых: Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Нила Сорского, Стефана Пермского, Иннокентия Иркутского, Гермогена Московского и др. После падения Византии в 1453 году Церковь стала автокефальной (самостоятельной). Монастыри оделись в камень, украсились многочисленными произведениями искусств, библиотеками, богадельнями, производствами, сельскохозяйственными и рыболовными угодьями, школами. Миссионеры духовно освоили пространство от Ледовитого океана до Черного Моря и глубин Сибири, привлекая и развивая христианскую культуру на перифериях. Именно Православие в лице патриарха Гермогена и князей Минина и Пожарского объединило все силы России в борьбе с польско-литовскими интервентами в XVI-XVII-м веках, сохранив не только Родину, но и государственную власть в период величайшей смуты, грозившей гибелью самого этноса.

В Петровскую эпоху начинается Синодальный период истории Русской Церкви, в котором появились глубоко образованные и значительные подвижники России: Святой Адмирал Феодор Ушаков, Святой Серафим Саровский, митрополит Филарет Дроздов и митрополит Гавриил Санкт-Петербургский, а также Оптинские, Валаамские, Соловецкие Старцы, и многие другие. Власть церковная, реформированная Петром I-м, отменившим патриаршество, принадлежала теперь Священному Синоду[105]. В синодальный период прославились своим равноапостольным подвигом и культурным духовно-нравственным воздействием: Святой Николай Касаткин в Японии, Святой Герман Аляскинский и святой Иннокентий Вениаминов на Аляске, в Америке, Святой Нестор Анисимов на Камчатке, архимандрит Иакинф Бичурин в Китае. В Оптину Пустынь за духовной помощью съезжаются лучшие литературные таланты: Н.В. Гоголь, братья Кириевские, Владимир Соловьёв, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и многие другие. Христос и Евангелие вдохновляют русских писателей, поэтов и художников на создание великих произведений в литературе и живописи, особенно в XIX веке. Синодальный период венчается подвигами императора-страстотерпца Николая II и его семьи, трудами народного Святого Иоанна Кронштадтского, Святого Серафима Вырицкого и целого сонма новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы революции[106].

В XX веке Церковь, лишаемая всех прав и возможностей, не только не погибла, но и совершила беспримерный подвиг свидетельства христианских истин через дела своих лучших детей – святых мучеников, деятельная любовь которых освещала даже «ад» концлагерей. В борьбе с фашистскими захватчиками Церковь участвовала в сборе средств для Армии, активно распространяла ободряющие вдохновляющие листовки среди населения и солдат; принимала участие в партизанском движении и спасении евреев; организовывала госпитали, перевязочные пункты, а также построила на свои средства танковую колонну и эскадрилью военных самолётов.

После Великой Отечественной войны в Русской Церкви обозначились две линии церковной истории: официальная линия дел Московской Патриархии и линия старчества, связанная с теми святыми старцами, которые прошли концлагеря и войну. Московская Патриархия стремилась улучшить взаимоотношения между церковью и государством, участвовала в международной борьбе за мир, приглашала иностранных студентов на учёбу в Духовные Академии, ратовала за сохранение, изучение и возрождение памятников русского зодчества, древнерусского искусства.

Перестройка, предсказанная Святым Серафимом Вырицким, ознаменовалась восстановлением монастырей и храмов, изданием духовной литературы, небывалой до того свободой слова и совести.

В целом, история Православной Церкви есть история распространения восточного христианства по земле, расположенной восточнее Рима. Это, прежде всего, Святая Земля, Греция, Византия, славянские страны и Россия.

Словарь терминов

Апо́столы, ед. ч. апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος – посол, посланник – от др.-греч. ἀποστέλλω – «посылать»,) – ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, проповедовавшие Евангелие и основавшие Церковь.

Архиепископ (др.-греч. ἀρχιεπίσκοπος от др.-греч. ἀρχή – «начало» и ἐπίσκοπος – епископ) – надзирающий, надсматривающий, («блюститель») – старший (начальствующий) епископ – высокий сан церковной Иера́рхии.

Иерархия Церкви (от др.-греч. ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») структура управленческой субординации Церкви по мере возрастания сана: дьякон; священник (иерей, протоиерей (старший священник)); иеромонах (священник из монахов); архимандрит (заслуженный священник из монахов); епископ; архиепископ; митрополит и патриарх.

Лавра – (греч. Λαύρα – «городская улица», многолюдный монастырь) – название некоторых мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

Монастырь (греч. μόνος – один, одинокий) – религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монах – христианин, над которым совершён монашеский постриг. Постриг волос – знак отсечения всего греховного и мирского – сопровождается изменением имени и образа жизни постриженника: с мирского на аскетический, т.е обеты на безбрачие (целомудрие), бессребренничество (добровольная нищета) и послушание. Высшие чины Православной Церкви могут занимать только монахи.

Пятидесятница – праздник сошествия Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскресения Христова, называемый ещё Троицей, так как в этот день прославилась Святая Троица: Бог Отец (1), благодаря подвигу и ходатайству Сына Божьего (2), посылает в мир Святого Духа (3), сходящего на Апостолов и Деву Марию в виде огненных языков пламени.

Се́кта (лат. secta – школа, учение, от лат. sequor – следую) – религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления и, как правило, противостоящая ему. Зачастую сектанты избирают маленькую часть истины (сектор) и абсолютизируют её, замыкаясь в её пределах и фатально порабощаясь ей и порабощая (зомбируя) других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: