Базовые принципы и категории светской этики

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма – это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами[58]. НРАВЫ

В целом, норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности[59]. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп.

Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает 4 основных элемента:

 1) содержание – действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика);

2) характер – то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;

3) условия приложения – обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;

4) субъект или группа людей, которым адресована норма.

Любые моральные нормы имеют определенные общие сущностные черты, которые собственно и определяют их принадлежность к сфере морали:

· императивность, т.е. обязательность воплощенного в них указания. При этом обязательность собственно моральных норм, в отличие от многих других, имеет не гипотетический, условный, а категоричный характер – человек в принципе должны выполнять их независимо от любых посторонних соображений;

· способность к универсализации. Современный опыт убеждает людей, что в разных регионах мира, у разных народов или в разных слоях культуры можно встретить разнообразнейшие по смыслу моральные императивы, и если бы человечество захотело изъять из них универсальные положения, его достижения были бы очень малы. При этом, однако, каждая, даже самая поверхностная и локальная норма морали, если только она достойная этого названия, способная к универсализации – содержит в себе соответствующий универсальный (общечеловеческий) потенциал.

Своеобразной «нормой норм», выступает «золотое правило» морали – правило, которое главным образом предусматривает взаимность: я должен требовать от себя того, чего требую от других, и соответственно от каждого требуется то, что и от каждого другого.

Категории этики. В отечественной этической теории категории этики подразделяются в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:

1. Категории нравственного сознания, которое в свою очередь подразделяется на общественное и индивидуальное(идеи, нормы, принципы, ценности и т. д.).

2. Категории нравственной практики (поступок, поведение, воздаяние).

3. Категории нравственных отношений(конфликт, авторитет, репутация).

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности и отражает нравственное бытие людей, при этом всякое явление и событие воспринимается с точки зрения его ценности.

Общественная форма нравственного сознания суть элемент социальной жизни, аккумулирующий нравственный опыт многочисленных поколений. В общественном нравственном сознании выделяют два уровня: обыденный и теоретический.

1. Обыденный уровень представляет так называемую житейскую мудрость, здравый смысл. Но повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей, представления о жизни неустойчивы, противоречивы, зависимы от конкретных жизненных обстоятельств.

2. Теоретический уровень характеризуется большей чёткостью, системностью, рациональностью. На этом уровне разрешаются смысложизненные вопросы.

Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов:

1) рациональный компонент: система этических понятий, выражающих мировоззрение личности;

2) эмоциональный компонент: совокупность нравственных переживаний человека;

3) волевой компонент: механизм, реализующий субъективный нравственный мотив в действия, причём зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

Объективизацией нравственного сознания является нравственная практика, базовой единицей которой является поступок. Структура поступка:

1. Замысел, намерение или постановка цели. Возникает какое-то намерение, ставятся какие-то цели.

2. Мотивация – внутреннее субъективное обоснование замысла.

3. Выбор – поиск адекватных намеченной цели средств.

4. Принятие решения – готовность реализовать замысел.

5. Совершается действие.

Существует один важный вопрос, на который постоянно необходимо отвечать человеку – это вопрос ответственности за свою жизнь и свой выбор – выбор совершать или не совершать поступок. Как пишет психолог В.В. Столин, понять личность иногда можно не через те или иные действия, а через отказ от каких-то действий: «Вряд ли кто-то будет оспаривать, что отказ от сулящего выгоду, но бесчестного поступка или отказ от перехода на новое, более перспективное место работы не открывает чего-то в личности человека. Пока в фокусе анализа находится лишь единичный отказ – сделать это иногда трудно, но вот за анализом более или менее полной системы таких отказов явно проступает личность человека. Это и понятно, поскольку такие “минус”-действия – тоже человеческие поступки. Для некоторых сфер жизни общества именно “отказы” имеют первостепенное значение. Так, люди соблюдают законы по разным причинам: одни потому, что уважают их, и потому, что принципы, зафиксированные в законе, совпадают с их собственными моральными и нравственными принципами, другие соблюдают законы из опасения возможных санкций со стороны общества. Важно, что в структуре личности и в сознании и тех и других существуют своего рода внутренние преграды на пути свершения противоправных действий. Можно утверждать и обратное: по крайней мере, те, кто сознательно нарушает законы, не имеют таких внутренних преград»[60].

Можно согласиться с В.В. Столиным, что культурное самосозидание личности связано также и с внутренними запретами на поступок – отказ от розни, отказ от насилия, разногласий. Совокупность поступков, реализующих стратегическую нравственную установку, составляет линию поведения человека.

Третий элемент структуры нравственности – это нравственные отношения, обозначающие совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики. Взаимосвязи складываются между людьми вне зависимости от сферы их деятельности (профессиональная деятельность, семейные отношения и проч.) и уровня (личностные, групповые отношения и др.). Нравственные отношения принято классифицировать:

а) по содержанию: обязанности человека в той или иной сфере жизнедеятельности (профессиональные обязанности – отношение к труду);

б) по характеру (мере) требовательности: табу, норма, рекомендация, указание авторитета и т.д.;

в) по характеру связи: оценка поступка – положительная или отрицательная (осуждение или порицание / похвала, поощрение и проч.).

Постепенно в процессе развития нравственности в моральном сознании формируются представления о моральных качествах личности, ее добродетели, которые делают ее способной жить согласно требованиям морали. В моральных качествах личности конкретизируются ценностные представления морального сознания о том, что хорошо и плохо, праведно и грешно в характеристике человека, их содержание отражает требования к человеку как субъекту моральных отношений.

Первичное нормативное содержание морали образуют талион, «золотое правило» и «заповеди любви» и характеризуют следующим образом:

1)  регламентируют отношение человека к другому: талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого; золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому; «заповедь любви» указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому;

2) светское «золотое правило» и религиозная «заповедь любви» основываются на отношении человека к самому себе: последнее предстает в качестве стандарта отношения к другому;

3) в «заповеди любви» отношение к другому и отношение к себе в конечном счете обусловлены отношением к высшему началу, или к Богу, или к идеалу[61].

Самым древним моральным принципом признается талио́н (от лат. tālĭo, от talis – такой же) – категория истории права и нравственности, более известная как «равное возмездие». Принцип назначениянаказания за преступление, согласно которому мера наказания должна буквально соответствовать вреду, причинённому преступлением («глаз за глаз, зуб за зуб»). По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее[62].

Талион является грубым и примитивным выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку. Принцип талиона по-разному реализуется в религиозных и философских учениях.У некоторых народов Поволжья еще в эпоху язычества сложилась особая форма возмездия – «тихой мести». В частности, у чувашей встречается «типша́р» (уст. «сухая беда») – форма традиционного самоубийства с целью отмщения врагу или указания на собственную невиновность (повеситься на воротах обидчика, чтобы дух обидчика навсегда остался во дворе как наказание). Показательно, что среди мотивов самоубийств у некоторых этнических групп «преобладают неагрессивные формы: обида, тоска, грусть. Решающим фактором для них может стать затронутое самолюбие, личное достоинство. Славяне же идут на крайний шаг, как правило, в экспрессивном состоянии из-за отчаяния, протеста, мести, возмущения, гнева.<…> Уже не первый год ученые настаивают, что России необходима специальная программа профилактики самоубийств, которая бы учитывала культурное и этническое многообразие нашей страны» [63].

Вспомним, что «золотое правило нравственности» – общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила:«не делайте другим того, чего не хотите себе».

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий и является основополагающим мировым этическим принципом. Исследователи выделяют два аспекта правила:

· отрицательный (отрицающий зло) «не делай…»;

· положительный (позитивный, утверждающий добро) «делай…».

Русский философ В.С. Соловьев называл первый (отрицательный) аспект «золотого правила» – «правилом справедливости», а второй (положительный, Христов) – «правилом милосердия». Исследователи предполагают наличие в русской философии двух типов нравственного сознания: нравственно-религиозного и светско-прагматического, которые существуют не в абсолютном противопоставлении друг другу, «несмотря на то, что в основании первого типа находится религиозная вера с присущей ей иррациональностью, а фундаментом второго типа является неиссякаемая вера в торжество человеческого разума, с её рациональностью». Но как в нравственно-религиозном, так и в светско-прагматическом аспектах отечественной философской традиции можно зафиксировать «идею о неразрывном единстве двух детерминант регуляции поведения человека»: «Предельным основанием нравственности выступает свобода (выбора), предельным основанием права справедливость. Расходясь в своих основаниях, нравственность и право, как автономность (логическое продолжение свободы) и идеал (связанный с понятием "справедливость", несмотря на значительную неопределенность его содержания), в тоже самое время образуют функциональное единство регуляторов поведения человека и проявления его активной жизненной позиции в системе общественных отношений»[64].

Моральные ценности, идеалы, нормы выражаются в моральных поступках и поведении. Поступок:1) является специфически человеческим выражением и конкретизацией социально-практической деятельности. 2) произвольная форма активности, имеет в основе умысел и план его реализации, 3) деятельность мотивируется «изнутри наружу» (по Аристотелю). Сознательным поступком считается именно вторая форма произвольного действия. Это обстоятельство признается не только представителями философского гуманизма, но и законодательством, правосознанием, так как под действие закона и правовую оценку попадают поступки, то есть действия, совершенные на основе сознательного решения личности, ее свободного волеизъявления.

Говоря о поведении, следует обратиться к особому разделу этики – деонтологии. Следует отметить, что практическая задача предмета «Светская этика» заключается в формировании не только нравственного, но и «должного поведения». Этим вопросы изучает деонтология, деонтологическая этика – учение о проблемах морали и нравственности, которую называют этикой долга или долженствования.

Исторически идея долга нашла свое отражение в учении греческих стоиков. В их представлении долг человека заключается в познании необходимости и подчинении ей, развитии своей воли и формировании внутреннего мира, достижении внутренней свободы, невозмутимости, спокойствия. И, несомненно, долг человека состоит в том, чтобы «быть человеком» при любых обстоятельствах.

Должное поведение, т. е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием долга, необходимо различать с поведением, внешне представляющимся должным[65]. Человек может осуществлять поступки, соответствующие внешним объективным интересам, из страха быть наказанным, в расчете на вознаграждение, а также в случаях, если это предписывается обычаем или традицией. Мотивом может стать ориентированность личности на общественное мнение. Например, оказание помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации может быть обусловлено соображениями собственной выгоды (прощение грехов), страха наказания (за жестокосердие), желание поставить его в зависимость, боязнь осуждения со стороны общества и т.п. Таким образом, поступки могут быть одинаковыми с точки зрения их содержания, но мотивация их может быть различна.

Должное поведение имеет место лишь в том случае, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Должное поведение имеет место при наличии двух основных признаков: противоречия между собственными интересами личности и внешними интересами и наличия морального выбора между ними Страх перед наказанием или опасение негативного общественного мнения, надежды на вознаграждение и т. п. с точки зрения деонтологии не являются мотиваторами должного поведения. Таким образом, этика долга требует от личности преодоления своих чувственных склонностей посредством волевых усилий и предполагает, что основным мотивом поступка является осознанная объективная необходимость его совершения, что проявляется в социально-этической категории «воспитанность».

От категории долга отличается этическое понятие «дисциплина» (лат. discipline – выдержанность, строгость) – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо группы (организации). Различают дисциплину по принуждению, дисциплину из соображений выгоды и внутреннюю. Дисциплина по принуждению соблюдается человеком под давлением внешних факторов (например, из страха перед наказанием). Дисциплина из соображений выгоды может соблюдаться в расчете на моральное или материальное вознаграждение, в чем бы оно ни выражалось. Эти два вида дисциплины обусловлены не внутренней потребностью человека, а опираются на положительные или отрицательные санкции. Внутренняя дисциплина (самодисциплина) предполагает глубокое усвоение членами общества или группы норм, регулирующих их поведение. Такая дисциплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В регулятивных образовательных результатах оценивается способность и готовность самостоятельно контролировать свое поведение без внешних контролирующих субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: