double arrow

Воспитание и развитие воли.

3

Можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли.

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и прежде всего воспитание чувства долга, поскольку воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать их человек может, только понимая, во имя чего он это делает.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции, которая вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только потом, значительно позже, в плане внутриречевого процесса. Без этого невозможно управление произвольными процессами, движениями и действиями, поведением. Поэтому центральным направлением в развитии воли человека является преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю.




4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Не выработав критического отношения к себе, своим поступкам, невозможно воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Там, где не требуется усилия, нет основания говорить о серьезной волевой задаче. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Самооценка – оценка человеком своих свойств (какое образование получил, какой опыт имеется, какие есть у него знания, умения, таланты).

Самооценка взаимосвязана со значимостью. Чем большей властью (возможность управлять некими ситуациями и процессами в социуме/природе; возможность влиять на поведение, эмоции и мысли других людей) человек обладает, тем выше его самооценка.

Значимость поднимается за счет статусов, должностей, наград, количества ресурсов, которыми человек обладает (деньги, связи, пр.).

Поднять самооценку можно также УСЛОВНО. Т. е. демонстрируя другим свою якобы имеющуюся силу и талант через внешнюю атрибутику (дорогие автомобили, дома, аксессуары, одежду, наличие личной охраны).



Возможность удовлетворить такую социальную потребность, как возможность общаться с теми, с кем хочешь и когда тебе это нужно (с известными людьми, с влиятельными людьми, с нужными людьми, например с разными специалистами), тоже влияет на самооценку, поднимая или опуская ее.

Личности без самооценки не существует! Для поддержания имеющейся самооценки очень важным является стабильность внешней среды (предсказуемость и безопасность). Любые изменения в среде могут поднять (я справился с ситуацией) или опустить (я не справился) самооценку личности.

Снижение самооценки способствует появлению сомнения в своих силах, нерешительности в действиях. Человек начинает избегать ситуаций, где нужно принимать решения. Снижение самооценки приводит к неврозам.

Практически все, что делает личность, направлено на поддержание или увеличение самооценки (я могу).

Как можно поднять самооценку:

-Удовлетворить потребность в ВООРУЖЕНИИ (больше и лучше, чем у других): физическая форма, наличие знаний, развитие навыков, жизненный опыт, информированность.

Для этого необходимо получить новое образование или развить существующие профессиональные навыки, получить новый опыт.

-Удовлетворить потребность в ЛЮБВИ (я нужен другим людям) – иметь возможность о ком-то заботиться, быть любимым кем-то, иметь спрос на свой талант в обществе.

Для этого необходимо выстраивать позитивные и дружеские/близкие отношения с другими людьми, завязывать новые знакомства, уметь творить.



Хороший способ повысить самооценку – отправиться в большое самостоятельное путешествие. В это время человеку приходится самому принимать много решений, от которых зависит его жизнь и состояния (физические, эмоциональные). А это, в свою очередь, позволяет еще раз индивидууму убедиться в своей уникальности (способностях, талантах, навыках, знаниях).

Большой подвох для человека в вопросе САМООЦЕНКИ заключается в следующем. Для поднятия самооценки требуется всегда БОЛЬШЕ, чем есть (знаний, отношений, атрибутов власти, результатов). Когда то, что имеется в наличии, уменьшается (пропадает), то самооценка может падать.

Невозможность поддерживать свою самооценку в прежних условиях жизни (отсутствуют возможности для карьерного роста или проявления своих талантов, нет возможности купить что-то «круче» того, что уже имеется) подталкивает человека к тому, что он начинает искать возможности для самореализации (возможности для увеличения самооценки) в новых областях (новые интересы, новая профессиональная деятельность, новое хобби). Человек начинает, как говорится - осваивать «новые территории». Часто это приводит к тому, что принято называть в обществе - переосмыслению своей жизни.

 



3




Сейчас читают про: