Задание:
1)Дайте определение понятиям:
- пищевая цепь
-трофический уровень
-продуценты
-первичные консументы
-вторичные консументы
-редуценты
2) Почему в экосистемах редко бывают группы консументов пятого или шестого порядка?
3) Назовите известные Вам типы пищевых цепей.
Какие организмы являются начальным звеном каждой из них?
Как различаются эти типы пищевых цепей по основному источнику энергии?
4) Дайте определение понятию «пищевая сеть». Как понятие пищевой сети связано с видовым составом биогеоценоза и его устойчивостью?
- Пищевая цепь.
- Интерактивные тренажеры.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/cep.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c40389f3-1247-42a0-b248-21ab232696d2/cep_3.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e26fe77f-13e7-4a4c-8f82-3616ac518c6b/cep_4.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ddc6b535-1b29-4526-9f4b-1bbd6627e811/cep_5.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a473c17-cbeb-46b7-bec4-15acc870f95f/cep_6.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b72e5c1f-54aa-410f-b82a-ab17ae8ce9ac/cep_7.swf
|
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2845fe1f-629d-42f5-88a9-a56224fb45ed/cep_8.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e0b1efd-831c-4dad-b1fb-a6ca648100e8/cep_9.swf
· Детритная цепь питания
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a6116f4-c579-3e55-d83e-d6378d4c9e88/00124995222223487.htm
· Интерактивная модель «Пищевая цепь дубравы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bba2f24-d51e-5468-900b-1ba5e9048532/00124995219864463.htm
· Пищевая цепь луга
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1723d41-10bf-e091-b708-a40adacca3a5/00124995240146610.htm
· Пищевая цепь хвойного леса
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17374bcb-857c-02b4-0fa0-a79eeb311eff/00124995237599591.htm
· Цепи питания водоема
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66adc903-1689-9bda-6ab7-9c1b4f8b4711/00124995242614629.htm
Ход работы:
1. Рассмотрите рисунок учебника и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.
________________ →________________→_______________→_____________
________________ →________________→_______________→_____________
- Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод..
Отчетные задания:
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
|
|
3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам:
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5). Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
6) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?