Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Цель: изучив наглядный материал, выявить приспособления, определить их группу и значение для организма;
Оборудование: рисунки животных и растений разных мест обитания.
Задание:
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного для вашего исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Выявите относительный характер приспособленности.
4. На основании знания о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособленности.
Задания выполняются индивидуально и в группах. Сообщите о результатах проделанной работы.
Лабораторно – практические задания
Приложение№1
Задание №1
Рассмотрите примеры приспособлений растений к недостатку влаги.
Какими должны быть приспособления у растений к избытку влаги во влажных тропических лесах?
Задание №2
Рассмотрите примеры приспособлений растений к распространению семян.
Приведите еще 2-3 примера данной группы адаптаций.
|
|
Задание №3
Рассмотрите примеры приспособлений растений от поедания травоядными животными.
Приведите альтернативные примеры приспособлений растений для привлечения животных к поеданию плодов.
Задание №4
Рассмотрите различные пути приспособлений растений к опылению насекомыми.
По каким признакам можно судить о способе опыления растений (№17, 20)
- с помощью ветра;
- с помощью насекомых.
Группа 1
- Рассмотрите микрофотографии спор хвоща полевого.
Каким способом и с помощью каких приспособлений они распространяются?
- Рассмотрите фотографии и рисунки природных объектов: семена хвойных
растений и панцирь черепахи.
Отметьте морфологические особенности и их приспособительное значение.
Группа 2
- Рассмотрите микрофотографии спор плауна булавовидного.
Каким способом и с помощью каких приспособлений они распространяются?
- Рассмотрите предложенные рисунки природных объектов: перо и яйца птиц.
Отметьте морфологические особенности и их приспособительное значение.
Группа 3
- Рассмотрите микрофотографии пыльцы ели.
Каким способом и с помощью каких приспособлений они распространяются?
- Рассмотрите предложенные рисунки природных объектов: хвоинки и шишки
растений.
Отметьте морфологические особенности и их приспособительное значение.
Группа 4
- Рассмотрите микрофотографии спор гриба трутовика.
Каким способом и с помощью каких приспособлений они распространяются?
- Рассмотрите предложенные рисунки природных объектов: раковины моллюсков,
морской еж, морская звезда. Отметьте морфологические особенности и их приспособительное значение.
|
|
Вывод: По описанию приспособлений можно определить ………жизни организма.Приспособленность организмов позволяет ……………………………………………..
Практическая работа №15
Тема: «Описание этапов развития жизни на Земле»
Цель: изучить основные события в растительном и животном мире на всех этапах развития живой природы.
Задание:
1) Изучите схемы геохронологической шкалы. Какие планетарные события являются точками отсчета каждой новой эры и каждого нового периода? Объясните, каким образом эти события влияли на развитие органического мира?
- Геохронологическая шкала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84d44aa1-0d03-95f8-623e-99cbc0f19f2a/00124995337148229.htm
- Периоды и эры
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e71d5250-d9f5-bb30-b47e-6235c9fbb10c/00124995356758339.htm
2) Эволюция растений и животных в архее и протерозое. Заполните таблицу:
Эра | Основные ароморфозы |
Архейская эра (время 3500-2700 лет назад) | |
Протерозойская эра (2700-570 млн. лет назад) |
Развитие жизни в архейской эре
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/895866a8-84d7-b7cf-0f31-c4bfcaa46975/00120080141874750.htm
- Развитие жизни в протерозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/180e15c0-d9b3-0123-b698-48f40b72a0a7/00120080140452742.htm
- Ароморфозы в протерозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2fcc37b-8a13-4358-8191-3c7a69d684f5/00120080139061734.htm
Эволюция растений и животных в палеозое
Заполните таблицу:
Периоды | Основные этапы эволюции растений и животных |
Кембрий Ордовик Силурий Девон Карбон Пермь |
- Развитие жизни в палеозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aec6b6c0-39d7-724c-8b24-df54ad70d783/00120080136326716.htm
- Ароморфозы докембрия
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/53313349-333c-9920-bce3-8d0fbdb86591/00124995347742287.htm
- Ароморфозы в силурийском периоде
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403929cf-67cc-974f-9b98-1d43582b5863/00120060539122292/00120060539122292.htm
- Последовательность возникновения различных групп животных
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bff1fcb7-aa98-e04b-6197-0608c7943d6e/00120080137655724.htm
- Последовательность возникновения различных групп растений
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fbf82c55-cd00-3089-da46-5907f763f585/00120080134936706.htm
- Появление пресмыкающихся
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c026f05-8e4c-0f75-04cf-3aa7e2c16745/00124995349617298.htm
Эволюция растений и животных в мезозое
Заполните таблицу:
Периоды | Основные этапы эволюции растений и животных |
Триас Юра Мел |
- Динозавры
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000492-1000-4ddd-b318-270046bc4322/111.swf
- Реконструкция археоптерикса
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a03ba3a8-7b48-4484-819d-61718fe86836/%5BBI7GI_12-02%5D_%5BIL_02%5D.html
- Развитие жизни в мезозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f924d566-0f03-32b9-4943-643184d23f98/00120080143436758.htm
- Ароморфозы в меловом периоде
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dea8e1ca-106a-5389-21dd-9ba1f26184e3/00120060534153270/00120060534153270.htm
- Вымирание организмов в позднем мезозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7866f28c-7895-988d-9cfe-8d85a384f7ad/00124995353383321.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42d6-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_01_04_24.swf
- Организмы позднего мезозоя
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/609818d3-2092-0c02-3ded-9754458e0179/00124995351539311.htm
Эволюция растений и животных в кайнозое
Заполните таблицу:
Периоды | Климат | Основные этапы эволюции |
Третичный (палеоген) Четвертичный (неоген, антропоген) |
- Развитие жизни в кайнозое
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/934ae7a1-60a3-17a1-f7df-5457fcaeafcf/00120080145061766.htm
- Эволюция человека
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c41e041-fded-4842-40db-fadb3af09bfd/1006142A.htm
- Эволюция животных
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51bd77f1-45bf-9992-1970-50ea83ea69d2/00124995340898250.htm
- Эволюция растений
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e36244-9d17-ad8c-e845-3c9d553baaaf/00124995344289271.htm