Возрастной период: от 3-х до 4-х

Этапы формирования гендерной идентичности

У детей дошкольного возраста

 

План:

 

1. Возрастной период: от рождения до 2-х лет.

2. Возрастной период: от 3-х до 4-х.

3. Возрастной период: от 5-х до 6-ти лет.

4.Признаки несформированности гендерной идентичности у дошкольников.

Основная литература:

1. ЭБС Лань.

Дополнительная:

1. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст]: монография / Т. А. Репина; Рос. акад. образования; Московский психолого-социальный ин-т. - М.; Воронеж: Модэк, 2004. - 288 с.: ил. - (Б-ка педагога-практика). - Библиогр.: с. 241.

2. Попова, Н. Ю. Дифференцированное зонирование в группах старшего дошкольного возраста как педагогическое условие полового воспитания [Текст] / Н. Ю. Попова // Психолого-педагогические аспекты развития личности в детские годы. - Симферополь: Таврия, 2008. - С. 36-38.

 

 

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола (гендерная идентичность). Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Половая принадлежность – это первая категория, в которой осознает себя ребенок.

              

Возрастной период: от рождения до 2-х лет.

К полутора - двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, т.е. формируется первичная половая идентичность, т. е. первичное осознание своей половой принадлежности. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Ребенок учится управлять своим телом. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Может играть со своими половыми органами, с интересом наблюдать за раздетыми людьми.

Воспитательные задачи этого периода.

Ø Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья (мама и папа или замещающие их авторитетные взрослые), в которой отношения строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала).

Ø В отношениях и к мальчикам, и к девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям. Давать ребенку имя обдуманно.

Ø Относится к ребенку адекватно его половой идентификации (отношения между членами семьи должны быть адекватны их половой идентификации).

Ø Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии с их полом.

Ø Воспитывать гигиенические навыки.

Ø Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек – с помощью слухового анализатора.

Возрастной период: от 3-х до 4-х.

К трем годам ребенок уже ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. Дети этого возраста нередко считают, что пол можно изменить – побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот. Например, многие дети уверены в том, что если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать того, что только мальчик в будущем может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленький. Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и прически.

Это период формирования вторичной гендерной идентичности /идентификации «Я – мальчик/ девочка». Если базовая первичная идентификации возникает в первые месяцы и годы жизни, то процесс приобретения вторичных идентификаций может продолжаться всю жизнь, хотя все же их основная часть закладывается в нас в процессе воспитания в детстве и юности.

В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот.

 

Ребенок в возрасте 3-4 лет делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы (сюжетно-ролевая игра «Семья»).

 

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Им приходится преодолевать первоначальную зависимость от женского, материнского влияния (дефеминизация). Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Таким образом, в три-четыре года ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.

Воспитательные задачи этого периода. Развивать модели ролевого мужского или женского поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения. Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе – о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности. Развивать положительное отношение ребенка к себе. В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: