Возрастной период: от 5-х до 6-ти лет

К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Дети начинают понимать, что когда-то они были другими – маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми. Появляются вопросы о детстве родителей.

К 5-6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность, т.е. формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда появляются дети.

 

Гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты, чтобы почерпнуть информацию о поведении, соответствующем их полу. Сначала поло-ролевое поведение маленьких детей контролируется извне, социальным давлением, но затем ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения. После того как это произошло, ребенок начинает контролировать поведение, используя санкции, которые он применяет к самому себе. Такая схема поведения описывается социально-когнитивной теорией гендерной саморегуляции.

Гендерная константность совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют "мужские" и "женские" роли в игре, считают лучшими те, которые отвечают их полу. В играх они отражают социальные роли взрослых, отрабатывают возможные для мужской и женской ролей формы поведения. В ролевых играх мальчики берут на себя роли папы, представителей различных мужских профессий (солдат, спасителей, героев), которые требуют мужества и проявления характера; девочки – мамы, врача, воспитателя, учительницы (профессии, по которым работают их матери).

Начинается этап ролевых или сексуальных игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка.

6-7- летний ребенок уже сознательно смеется из предположения, что изменением прически или одежды можно изменить и пол.

Воспитательные задачи этого периода. Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, основываясь на личном примере. Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения. Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках – мужественные. Беседовать с детьми об устройстве и работе организма (как человек дышит, слышит, видит, чем он отличается от кукол и других игрушек). Показывать фотографии, на которых дети запечатлены маленькими. Беседовать о том, чем взрослые отличаются от детей, какими будут дети, когда вырастут. Помнить о том, что особое значение имеет контакт ребенка с матерью, ее материнская любовь. Она закладывает основы доброжелательных отношений ребенка с окружающим миром, дает ему ощущение безопасности уверенности. Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка). Понимать, что сексуальные игры детей являются закономерными: они служат для удовлетворения представлений о половых различиях и для правильного становления половой роли. Реакция родителей должна быть обязательной, но правильной, спокойной и недопустимы возмущения и наказания, строгий запрет.

4. Признаки несформированности гендерной идентичности у дошкольников.

В дошкольном возрасте нередко отмечается несовпадение половой принадлежности ребенка и его ролевого поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания ребенок утрачивает систему гендерных ориентиров и начинает отдаляться от гендерных ролей, соответствующих его полу.

Проблема гендерной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются:

- в неполных семьях, как правило, с одной матерью (реже - отцом) или матерью и бабушкой;

- в семьях с искажением гендерных ролей (например, властная и энергичная бабушка выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая силу, власть, наказания и ответственность за принятие семейных решений, а мать (а в ряде случаев и отец) ребенка психологически уравнены с ним в позиции "ведомых").

Действительно, что делать, если, например, ребенок воспитывается в семье без отца и влияния мужских образцов, или в семье с искажением ролей?

Что посоветовать, если шестилетний мальчик играет только с девочками и предпочитает девчачьи игры, одежду, банты, заколки и т.д., а общества сверстников своего пола избегает и даже боится?

Что делать, если девочка ведет себя агрессивно и авторитарно, пугая и подавляя не только девочек-ровесниц, но и мальчиков своего возраста?

Отсутствие необходимого гендерного образца приводит к тому, что в будущем для детей могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск спутника жизни, интимного партнера, отношения с собственными детьми и др.

Усвоение ребенком неадекватных представлений о себе как представителе определенного пола, о половых и ролевых различиях между мальчиками и девочками влечет отклонение всех структурных элементов психосексуального развития личности и может привести к нарушению сексуальной ориентации в период полового созревания.

 

Распознавание отклонений в гендерной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает (и сразу остро) в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции.

О несформированности гендерной идентичности свидетельствуют несколько регулярно проявляемых в различных сочетаниях признаков, связанных с поведением ребенка:

- предпочтение игрушек противоположного пола;

- предпочтение игровых ролей противоположного пола (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть "в войну" или "в дочки-матери", важна именно роль, которую в "мужской" или "женской" игре выберет, предпочтет дошкольник);

- стремление к общению со сверстниками и взрослыми противоположного пола в сочетании со стремлением выглядеть, как они, подражать им;

- стремление изменить внешность и одеваться по типу противоположного пола;

- рассказы ребенка о сновидениях, в которых он выступает как представитель другого пола;

- неудовлетворенность своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы ("мальчишкам можно, а нам нельзя...");

- рисование себя в одежде или в кругу представителей противоположного пола; рисование представителя противоположного пола при "безличной" инструкции "нарисуй человека") и т.д.

Количество подобных проблем увеличивается вместе с ростом числа неполных и неблагополучных семей, а также в связи с почти тотальной неинформированностью родителей и педагогов о половозрастных психологических изменениях.

Особенно благоприятной для развития ребенка является своевременная диагностика развития его гендерной идентичности.

«Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?» - спрашивает Вася.

Определите примерный возраст.

 

 

 «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Это понятно. Ну, а когда же я буду женщиной?» - спрашивает Коля.

Определите примерный возраст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: