Сочетание государственного и негосударственного финансирования

Тема 5.5

Выборы и референдумы

В демократическом обществе

Все институты непосредственной демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное значение и имеющие консультативное значение. К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.

 

Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств, региональных и местных исполнительных органов власти.

 

Избирательное право - это принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным).

Избирательное право может быть ограничено цензами. Цензы бывают

- возрастные,        - образовательные,

- национальные,   - расовые,

- имущественные, - сословные,

- оседлости (ограничение избирательного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

 

Основные принципы демократической избирательной системы:

1. Всеобщее избирательное право — это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях (упрощенно эта формула звучит так: «один избиратель — один голос»). Каждый избранный депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.

3. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели формируют коллегию выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют за кандидата.

4. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

 

Вспомогательные принципы демократической избирательной системы:

1. Свобода выборов, добровольность участия в них,

Сочетание государственного и негосударственного финансирования,

3. Гласность и общественный контроль за проведением выборов,

4. Альтернативность голосования (возможность выбора из нескольких кандидатов).

 

Избирательный процесс - это порядок и основные стадии в организации выборов.

 

Этапы избирательного процесса:

1. назначение выборов (как правило, главой государства);

2. организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;

3. создание избирательных комиссий,

обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4. регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5. выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6. предвыборная агитация;

7. процесс голосования по избирательным участкам;

8. подведение итогов голосования;

9. установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи ДВУХ систем подсчета голосов.

 

1. Мажоритарная система - это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все».

2. Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования, основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата: для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов. Затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту.

 

Еще одним институтом прямой демократии является референдум — всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

 Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г.

 

ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ:

1. по правовой силе результатов

- консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его — выяснить мнение населения).

- решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

 

2. по содержанию проектов, выносимых на голосование:

- конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее),

- законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и

- плебисцит (определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

 

Инициатива референдума может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления.

На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительный («да») или однозначно отрицательный («нет») ответы.

Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопросы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.

Как и на выборах, для проведения референдума образуются специальные комиссии, ведется агитационная работа. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос стано


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: