Тема : «Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 века»

Обоянская Татьяна Николаевна,преподаватель истории

Учебный предмет ОУП.05 История

 Группа  14- специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания  

              

Тема: «Внутренняя  и внешняя политика России  в начале 19 века».

Цель:

1. Познакомиться с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг, выяснить причины отказа от дальнейших реформ.

2. Развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.


3. Воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи; ответственности, толерантности.

Основные понятия и даты: Конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, 1815 год – принятие польской конституции, 1820 год – проект «Уставной грамоты» Новосильцева, 1822 год – запрет деятельности тайных организаций.

    Изучение нового материала.

           Список литературы:

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012 г.

 

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учебнику История России 19 век. 8 класс». М., Просвещение, 2013 г.

 

3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.

 

4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.

 

5.История в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов. Издание 2-е. Составитель А. С. Тимофеев. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс», 2010 г.

  Итоги внутренней и внешней  политика России в начале 19 века

Александр I вступил на престол в результате дворцового переворота и убийства заговорщиками его отца Императора Павла I.

  • Александр I собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», который получил название «Негласного комитета».
  • За полтора года этот комитет создал план основных преобразований, и два вопроса обсуждались особенно горячо: отмена крепостного права и введение конституции.
  • В 1801 году было разрешено покупать земли лицам недворянского происхождения.
  • В 1803 г. вышел указ о «вольных хлебопашцах».
  • В 1803-1807 годах М.М. Сперанский был директором департамента Министерства внутренних дел и участвовал в редактировании всех важных законов. С 1808 года он стал ближайшим советником Александра I по всем вопросам внутренней политики.
  • После победы в войне русское общество ждало от императора каких-то необычных решений, действий, направленных на облегчение участи героического народа, спасшего страну от захватчиков.
  • Крестьянский вопрос оставался и главным и самым сложным.
  • Александр I попытался решить его способом несколько неожиданным. Было принято решение о создании военных поселений.
  • Солдаты селились здесь же на тех же правах.
  • Военные поселяне несли воинскую службу и работали на поле.
  • Управление страной легло на Комитет министров, а точнее на А.А.Аракчеева.
  • Одновременно Александр I приказал о начале работы над проектом конституции
  • Он верил, что конституция сделает Россию более просвещенным, цивилизованным государством.
  • К весне 1820 был подготовлен проект конституционной хартии (документ).
  • Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы её с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и Собрания представителей (нижняя палата).
  • Исполнительная власть вручалась Государственному Совету в составе Общего собрания и Комитета министров.
  • Кроме того, подданные России получали некоторые политические свободы, права личности, собственности, печати.
  • Разработкой этого проекта реформаторские усилия Александра I и ограничились он был вынужден отказаться от своего любимого помощника.
  • Сперанского отправили в ссылку.

          Тестовые задания

1. На Венском конгрессе решался вопрос:

1) устройства Европы после разгрома войск Наполеона

2) присоединения России к континентальной блокаде

3) вступления России в состав Третьей антифранцузской коалиции

4) вступления России в состав Четвёртой антифранцузской коалиции

2. По результатам Венского конгресса Россия:

1) вернулась к довоенным границам

2) присоединила к своим владениям герцогство Варшавское

3) получила значительные территории Саксонии

4) присоединила пограничные дунайские княжества Молдавию и Валахию

3. Вскоре по окончании Венского конгресса Священный союз между собой заключили:

1) Россия, Пруссия и Франция

2) Россия, Англия и Франция

3) Пруссия, Австрия и Англия

4) Россия, Пруссия и Австрия

4. Восточный вопрос во внешней политике России – это вопрос о:

1) хозяйственном освоении просторов Дальнего Востока

2) владении черноморскими проливами

3) членстве России в Священном союзе

4) противостоянии Японии

5. Расположите события внешней политики в хронологической последовательности (ответ запишите в виде сочетания букв):

    А. Бородинское сражение

    Б. Создание Священного союза

    В. Сражение под Лейпцигом («Битва народов»)

    Г. Тильзитский мир

6) Первой задачей, которую попытался решить Александр I после завершения заграничных походов русской армии, было(а):

1)       установление в России парламентской республики

2) дарование конституции Польше

3) отмена крепостного права

4) введение гражданских свобод для всего населения России

7. Период правления Александра I:

1) 1796 – 1801 гг.

2) 1801 – 1825 гг.

3) 1807 – 1826 гг.

4) 1825 – 1855 гг.

8. В результате предоставления конституции Царству Польскому в начале XIX в.:

1) законодательная власть передавалась царю и двухпалатному сейму

2) Польша обрела независимость

3) образовалось герцогство Варшавское

4) в Польском государстве утвердилась республиканская форма правления

9. Проект «Уставной грамоты Российской империи» был подготовлен:

1) М. М. Сперанским

2) В. П. Кочубеем

3) П. А. Строгановым

4) Н. Н. Новосильцевым

10. Главным пунктом «Уставной грамоты Российской империи» было:

1) провозглашение суверенитета народа

2) отмена крепостного права

3) провозглашение суверенитета императорской власти

4) создание двухпалатного парламента, не влиявшего на законотворчество императора

Ответьте на вопросы:

-Почему Александр1 принял решение возобновить военные действия против Франции в 1813 году?

-Какие страны вошли в пятую антинаполеоновскую коалицию?

-Что такое «Битва народов»?

-Каковы были цели и решения Венского конгресса?

-Значение Венского конгресса

-Что такое Священный союз? Каковы были его задачи?

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: