Этические аспекты консультирования

1. Консультант ответственен в своей работе:

• перед своим клиентом;

• перед членами семьи клиента;

• перед организацией, в которой он работает;

• перед общественностью (вообще);

• перед своей профессией.

 

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

• об основных целях консультирования;

• о своей квалификации;

• о приблизительной продолжительности консультирования;

• о целесообразности консультирования в данной ситуации;

• о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;

• о границах конфиденциальности.

 

Конфиденциальность:

• Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.

• Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.

• Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.

• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

• Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:

- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,

- необходимость госпитализации клиента,

- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,

- повышенный риск для жизни клиента или других людей

Эмпатия как ключ к процессу консультирования.

Эмпатия - чувство глубокое, передающее такое духовное единение лич­ностей, когда один человек настолько проникается чувствами друго­го, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворя­ясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значи­тельные отношения между людьми. Так что, обсуждая эмпатию, мы не только рассматриваем ключевой процесс психотерапии, но и ключе­вой момент в работе преподавателей, священнослужителей и предста­вителей тех профессий, сущность которых связана с воздействием на людей.

В этом состоянии достигается полное взаимопонимание между людьми. Осознавая или не осознавая этот факт, консультант неоднократно переживает подобное состояние в те­чение своего трудового дня. Эмпатия не волшебный процесс, хотя и загадочный. Именно потому, что он так обычен и глубок, его трудно осознать. Адлер считает, что в каждой беседе отчасти возникает эмпа­тия. Это чувство лежит в основе любви. Большинство людей никогда не задумывались, способны ли они испытывать эмпатию, и поэтому способность осталась неразвитой, рудиментарной. Но это чувство по­нятнее священникам, учителям и представителям других подобных профессий, имеющих дело с глубоко личными сторонами людей. Их успех на своем поприще зависит от способности последовать за своим подопечным в глубины его души.

Задушевный разговор, благодаря возникающей эмпатии, также обладает катарсическим свойством. Мы даже можем определить цен­ность беседы по тому, насколько она нас захватила, заставила забыть о себе. Полная самоотдача требуется от психотерапевта. Может быть, поэтому, как ни странно, после интенсивного и глубокого сеанса с клиентом консультант чувствует, что сам избавился от всех своих про­блем, испытывая одновременно такую же усталость, как художник по­сле нескольких часов творчества.

Адлер считает эмпатию одной из творческих функций личности и пишет: «Эмпатия возникает в момент разговора одного челове­ческого существа с другим. Нельзя понять собеседника, если не отождествить себя с ним».

Консультанту необходи­мо развивать способность к эмпатии, что включает умение рассла­биться не только физически, но умственно и духовно, умение с готов­ностью пойти в душевный мир другого человека и самому измениться в процессе. Это — словно умереть, самому, чтобы жить в другом. Про­фессия требует величайшего самоотречения, временного отказа от собственной личности с тем, чтобы обрести ее в другом человеке сто­кратно обогащенной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: