Церковь Богоявления с Запсковья

Стоит на правом берегу реки Псковы. Первое упоминание о построении церкви в псковских летописях имеется под 1398 г. По всей видимости церковь была деревянной и сгорела в XV веке при одном из сильных городских пожаров 1458 г. Под 1495 г. в летописях говорится о новом строительстве этой церкви. Она была одной из крупнейших кончанских церквей древнего Пскова. Постепенно расширяясь, она становилась одной из крупнейших в городе. Неоднократно перестраивалась к ее основной части добавлялись новые приделы. Вместе с приделами в XVI веке строилась каменная галерея охватывающая снаружи основное помещение храма с северо-запада до юго-запада и опирающаяся на его стены. Здесь к северо-западной стене галереи пристроили величественную звонницу, ставшую украшением храма. При церкви находился казенный двор, обнесенный деревянным забором с двумя въездными воротами. В нем находились хозяйственные помещения и сторожевая изба. Рядом был фруктовый сад, обнесенный стоячим тыном. Звонница Богоявленского храма напоминает отдельно стоящую колокольню Успенской Пароменской церкви. Впрочем Богоявленская немного уже и имеет не шесть, а пять столбов с четырьмя пролетами для навески колоколов. На дореволюционных снимках глава храма имела не привычный для псковичей вид перевернутого шлема, полученный в XIX веке. Церковь Богоявления с Запсковья в Пскове. Сейчас реставраторы поставили на древний барабан церкви луковичную главу, более свойственную псковским традициям. Церковь Богоявления с Запсковья – выдающийся памятник архитектуры средневекового Пскова XV – XVI вв. До наших дней он сохранил почти полностью и без значительных искажений свои первоначальные формы и целый комплекс сооружений, построенных, хоть и в различные строительные периоды, но близкие друг к другу и относящиеся к периоду расцвета псковской школы зодчества.

 

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов.

Построена во второй половине ХVII в. Датируется по архитектурным формам и основным конструкциям. Сведений о построении колокольни не обнаружено. Первое, известное нам, описание колокольни относится к 1763 г. Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309 г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. Один из ранних памятников псковской школы зодчества. Несмотря на поздние реконструкции не утратил своего художественного значения. Вместе с колокольней и пристройками к ней создает ансамбль, связанный с объемно-пространственной композицией с башнями и Троицким собором Кремля, образуя неповторимые силуэты центра города. В этом памятнике сохранились строительные и декоративные приемы разных эпох (XVI – XVII вв.). Колокольня расположена западнее церкви Михаила Архангела, своим западным (главным) фасадом обращена на Советскую улицу. Колокольня надвратная, двухъярусная, шатрового типа. В основании ее четверик, несущий восьмерик яруса звона, завершенный восьмигранным шатром с барабаном, главкой и крестом. В центральной части четверика сооружены сквозные врата, имеющие сложную форму: со стороны улицы (главного фасада) – большая арка, перекрывающая входную часть ворот, имеющих форму раструба. Колокольня - единственная в Пскове шатровая колокольня XVII в. московского типа. Однако ее отличает некоторая приземистость, кряжистость, простота и скромность декора, что сближает колокольню с псковскими культовыми постройками. В объемно-пространственной структуре она органично связана с церковью Михаила Архангела, ее вертикальный шатровый объем перекликается и с шатрами башен Псковского кремля. Пристройка к колокольне, сооруженные в формах псковской гражданской архитектуры XVII – XVIII вв. В нач. XIX в. Церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка.

 

Церковь Анастасии Римлянки.  

По местному преданию, церковь построена в 1377 г. неким Василием Долом, который построил и церковь Василия Великого на Горке. Однако это лишь легенда. В Псковских летописях только под 1488 г. говорится о постройке, видимо, деревянной церкви. В 1639 г. Церковь Анастасии Римлянки в Псковепристроен придел во имя святой мученицы Параскевы. В 1745 г. бывшая звонница заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, как говорят, бывшей владетельницей губернаторского дома помещицей Валуевой. В конце XIX века произошли существенные изменения конструкции. Так, В 1884 г. покрыты железом алтари церкви, исправлено крыльцо, восточные трубы удлинены. В том же году сквозное крыльцо сделано закрытым с 3-х сторон с устройством дверей и рам. В 1896 г. прежняя ветхая глава заменена новой, по недостатку средств меньшего размера. В 1952 г. произведена смена кровли и стропил над четвериком, покрытия купола. Церковь сохранила основные черты, характерные для псковской школы зодчества. Находясь вблизи церкви Василия на Горке, она естественно, повторила многие конструктивные особенности этого всемирно известного храма. В планировочной структуре обе церкви увязаны с церковью Николы со Усохи.

 

Церковь Василия на Горке. Едва ли не самый известный памятник архитектуры XV–XVI вв. Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, русло которого проходило примерно вдоль нынешней улицы Пушкина и который впадал в р. Великую у Мстиславской башни. Ныне он заключен в подземную городскую трубу. Первое строительство храма Василия Великого датировано 1337 г. В летописи говорится об украшении этого храма росписью. В 1375 г. по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и Церковь Василия на Горке в Пскове тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове. Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Для интерьера этого храма было характерно сопоставление иконостаса, горящего яркими красками живописи и изукрашенного тонкой резьбой, со светлыми гладкими стенами и сводами. XVI веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви). В 1786 г. храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи. А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в. В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены. В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница. Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г. Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.

Церковь Вознесения бывшего Нововознесенского девичьего монастыря. Летописных сведений о времени основания Ново-Вознесенского монастыря и построении церкви нет. Некоторые специалисты относят основание монастыря и создание храма ко 2-й четверти ХIV в. Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 г., однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор. Но в XVII веке его коренным образом изменили. Столпы и своды четверика сломали, стены перестроили, новую главу, с нешироким барабаном и с почти шарообразной луковицей, поставили на сомкнутый свод. Восьмискатное покрытие храма заменили четырехскатным, боковые части здания до предела упростили, а к западному притвору пристроили паперть с широкой входной аркой. В храме до сих пор сохранилась кованая железная дверь входа в притвор. Она, по всей вероятности, относится к XVI веку. Внутри четверика – деревянные стенные шкафики второй половины XVII века. Звонницу и главу завершают кресты того же времени. Колокольня каменная, с четырьмя колоколами, главный и придельный имели притворы. Под церковью были два каменных погреба. К концу XVIII в. церковь сильно обветшала, особенно ее придел, в котором с 1817 г. службы не велось. Церковь Вознесенье Новое несмотря на значительные переделки не утратила своей художественной ценности: в первоначальном виде сохранилась звонница, она опубликована во многих изданиях и приобрела большое значение, как одна из наиболее характерных и красивых древних псковских звонниц.

Церковь Георгия со Взвоза. Церковь Георгия со Взвоза построена в 1494 г. и является одним из немногих сохранившихся памятников XV века, в архитектуре которого появилось немало черт, характерных для построек следующего столетия. Декор фасадов скромный и традиционный для псковских памятников этого времени. Фасады членятся лопатками на три части, соединенными вверху двулопастными арочками. Георгиевская церковь, построенная близ крепостной стены, не раз была в центре боевых действий. Так, в 1612 г. шведские отряды пытались через выбитые ими Взвозские ворота прорваться в город, но безуспешно. В 1615 г. король Густав-Адольф, в начале своего наступления на Псков хотел через эти ворота обманным путем проникнуть в город, но был дружно прогнан псковичами. У церкви хоронили многих из тех, кто погибал здесь в жестоких схватках с неприятелем. В 1825 г. разрушился и был убран северный придел. В 1831 г. разобран прицел с южной стороны, а звонница была устроена на паперти. Церковь была обнесена вокруг деревянной оградой. При церкви находился "казенный двор", в Церковь Георгия со Взвоза в г. Пскове котором располагались деревянные постройки: изба с сенями и "магазин", в котором хранились казенные хлеба. В 1837 г. ее отдали Псковской гимназии, в 1862 г, опять приписали к Николаевской "со Усохи", а в конце XIX в. храм передали миссионерскому священнику для совершения богослужения для православных латышей. В 1898 г. после произведенного большого ремонта церковь снова была сделана самостоятельной. И, судя по описанию находившейся в ней церковной утвари, она отличалась в это время богатством внутреннего убранства.

 

Церковь Николы со Усохи. Как свидетельствуют летописи, Кончанский храм древнего Опоцкого конца – церковь Николы на Усохе (или в Опоках) – впервые был построен в 1371 году с двухпролётной звонницей. Возле храма собиралось кончанское вече. В церкви также велось делопроизводство конца, а также хранились его ценности и оружие.. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора. Ввиду неоднократных пожаров в 1406 г., 1451 и в 1466 г., церковь была разрушена. В 1536 г. церковь была вновь отстроена. Церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII – XIX вв. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна. Барабан декорирован аркатурным поясом и традиционными геометрическим орнаментом, состоящим из двух поребриков и "бегунца". Апсиды четверика и придельной церковки декорированы геометрическими орнаментами и валиковыми разводами. В 1780 г. разобрана двухпролётная звонница, и рядом с церковью построена колокольня у юго-восточной стороны; у южной апсиды была построена новая часовня, совершенно скрывшая древнюю; вновь подвергались переделке окна храма; сооружена глава с перехватом. В 1878 – 1879 гг. расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы. В годы ВОВ здание горело и было сильно повреждено. Внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол, в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII – XIX веках, не восстановлены. Реставрации 1946 – 1974 гг. вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века.

 

Церковь Николы Чудотворца от Нового торга. Об истории создания и дальнейшей судьбе церкви Николы Чудотворца от Нового торга к настоящему времени сведений собрано мало. Скорее всего дата постройки церкви приходится на 1681 г. В 1843 г. была освящена, как единоверческая, и с этого времени не имела поддержки и ветшала. В конце XIX века были сделаны новые полы, печи, переделаны главы, исправлены и побелены и окрашены стены со сводами, сделана новая железная крыша, устроены новые железные печи. Об истории перестроек этой церкви можно судить по виду самого здания. Первоначальное покрытие изменено, скорее всего оно было восьмискатным. К входу в притвор с запада пристроена в конце XVIII – начале XIX века паперть. Над старой двухпролетной звонницей, тоже, по всей вероятности, в конце XVIII века или же в первой половине XIX века, надстроен верхний ярус, состоящий из одного пролета. В старину храм был богато украшен внутри. Его железные входные двери были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трех христиан-мучеников. Крупный масштаб и грубоватость форм в интерьерах – черта, свойственная некоторым псковским церковным постройкам последней трети XVII века. Из дошедших до наших дней памятников архитектуры ХVII века церковь Николы Явленного представляет, несомненно, наибольший интерес. Несмотря на то, что времена расцвета псковской школы зодчества ушли к тому времени в далекое прошлое, в ней нашли отражение черты именно той поры, увязанные с веяниями нового времени.

Церковь Петра и Павла с Буя. Церковь сооружена в 1504 г. на месте кончанского храма 1373 г. в Среднем городе Пскова. Буй, буевище – кладбище, как ориентир не случаен. Возможно, он отражает существование рядом древнерусского курганного кладбища. Во время Ливонской войны и последующей разрухи храм пришел в упадок. К началу XVII века он сильно обветшал. Старые клировые ведомости сообщают, что в 1610 г. были капитально отремонтированы его стены, своды, иконостас, кровля и глава. 1810 г. упала звонница, разрушив своды Знаменского придела. Первоначальный образ храма значительно искажен. Утрачены: 7-метровая по ширине трехстолпная двухпролетная звонница, возвышавшаяся над южной стеной четверика, два глухих барабана с главками, покрытыми светлозеленой керамической чешуей. В XIX в. почти все старые окна и двери расширены, заново пробиты большие окна, растесаны оконные проемы апсид. Внутри храм покрыт новой штукатуркой, окрашенной в серый цвет, стены расписаны малярной росписью. Утрачена первоначальная крыша храма.В 1920-30 гг. церковь была закрыта и использовалась как складское помещение. Во время ВОВ здание не пострадало. Найденная в 1962 г. при расчистке чердачных карманов керамика – остатки валиков, вставок в аркатурный пояс барабана – была датирована археологом Г.П. Гроздиловым первой половиной ХVI в. Древнейший храм Боловинского конца, один из немногих сохранившихся в Пскове памятников XIV – XVI вв., находившийся на протяжении своей истории в центре строительной и общественной жизни города, несет в себе еще много загадок для будущих исследований. Внушительный объем храма на высоком берегу Псковы, поставленный на пересечении двух древних дорог, просматриваемый со многих точек городского центра и Запсковья, и в современном городе имеет важное градостроительное значение.

Церковь Покрова Богородицы от Нового Торга. Местность, где находится церковь Покрова Богородицы от Нового Торга, была в древности сплошным болотом, из которого вытекала речка Зрачка. В начале ХV в. здесь построили церковь св. Параскевы Пятницы, на месте которой после пожара в ХVII в. возвели Никольскую церковь. После воссоединения Пскова с Москвой в 1510 г. сюда был перенесен торг, и вся эта местность получила название "Нового торга". Деревянная Покровская от Торгу церковь сгорела в 1590 г., когда погорели в Пскове все торги. Когда на этом месте была сооружена новая церковь неизвестно. Но в 1637 г. церковь "Покрова Пресвятыя Богородица в Торгу" снова упоминается в псковских летописях. Напротив, через улицу, в XVIII в. находился женский монастырь Зачатия св. Анны от Торгу. В 1957 г. разобран южный придел с притвором в связи с расширением улицы К. Маркса. В 1990-е гг. церковь была передана Псковской епархии. Ныне храм Покрова от Нового Торгу является храмом Духовного училища. Церковь Покрова от Торга сохранилась до нашего времени с незначительными переделками. Она построена в традициях псковской школы зодчества средневековья. Двухярусная колокольня, построенная, видимо, в конце XVII – начале XVIII вв. характерна для псковского типа колоколен этого времени.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища. Церковь Успения Богородицы построена в 1810 г. на месте старой церкви Успения Богородицы бывшего женского монастыря Успения Богородицы. Первоначально на этом месте существовала другая Успенская церковь, которая упоминается в Псковской летописи под 1606 г. В 1764 г. монастырь был упразднен. К началу XIX века церковь обветшала и ее предполагалось упразднить и разобрать. 20 марта 1806 г. псковская помещица полковница А.Л. Шишкова (бабушка по матери декабриста М.А. Назимова) обратилась в Синод с просьбой разрешить ей каменную на Полонище церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1809 г. строительные работы уже начались, причем церковь была не перестроена, а выстроена заново. Храм построен каменным с двумя приделами: южным во имя Знамения Пресвятой Богородицы, северным – во имя Нерукотворного Образа. Сама церковь была холодной, приделы отапливались, внутри и снаружи стены оштукатурены, кровля железная. К югу от церкви построена каменная Церковь Успения с Полонища в г. Пскове колокольня. В 1909 г. в 5 саженях к востоку от церкви построен второй дом церковного причта, кирпичный с каменными сенями, одноэтажный, внутри оштукатурен, снаружи окрашен минеральной краской, под железной кровлей. Дом сохранился до наших дней. Храм имеет большое значение для истории архитектуры Пскова, т.к. является единственным в городе памятником начала XIX века в стиле зрелого классицизма с отдельными чертами раннего классицизма. Представляет историческую ценность будучи построенным на средства родственников декабриста М.А. Назимова.

 

 Церковь Сергия с Залужья. Построена в конце ХVI в. От названия церкви пошло название ул. Сергиевской.  В связи с походом на Псков войск польского короля Стефана Батория князь Василий Шуйский приказывает перенести Сергиевский монастырь, бывший за пределами стены Окольного города "за Петровскими воротами" в город к Трупеховским воротам. Неизвестно, была ли церковь сразу построена каменная, однако в 1593 г. монастырь приобретает 200 бочек извести для строительных нужд, а в 1624 г. она точно уже каменная. В конце ХVI в. построены и монастырские кельи, ныне не сохранившиеся. Сергиевский монастырь, получивший позднее название "с Залужья", неоднократно перестраивался. Во второй половине ХVII в. надстраивается барабан церкви. Поверх классического псковского орнамента появляется керамический пояс, и тогда же, видимо, появляется знаменитая керамическая глава из зеленого поливного лемехаю. В 1785 г. к церкви пристроен придел (а, возможно, и притвор) во имя преподобного Никандра. Неоднократные ремонты ХVIII – ХIХ вв. не внесли существенных изменений в облик памятника. Во время ВОВ в апсиды церкви попала бомба, в 1947 г. рухнули барабан и купол. До 2015 г. церковь находилась в процессе реставрации. Это самая маленькая в Пскове четырехстолпная церковь. Архитектурными ее особенностями являются: 1. Керамическая глава из зеленой поливной черепицы. 2. Расположение полуциркульной арки апсиды над замковой части проемов восточного нефа церкви. Основный строительным материалом является псковский известняк. Система свода, перекрытия, состоявшая из повышенных подпружных арок, восьмискатного покрытия, формы проемов, звонницы, декора типичны для псковской культовой архитектуры ХVI в.

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря. Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV – ХIХ веков. Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 г. В конце XVII - начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном положении, количество приписанных к нему крестьянских дворов резко сокращается. К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений. Монастырь не имел никаких угодий. Каждая из послушниц должна была сама заботиться о своем содержании. В начале XIX века монастырь постепенно выходит из состояния запущения. В 1825 г. и придел Рождества Богородицы и Северная палатка - ризница были разобраны за ветхостью. В 1833 г. вместо разобранного в 1825 г. тесного и ветхого придела Рождества Богородицы в монастыре была построена отдельно стоящая новая церковь Рождества Богородицы – интересный памятник русского провинциального зодчества XIX в. В 1835 г. вдоль северной границы участка, на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец. В 1876 г. к Рождественской церкви пристроен огромный деревянный на каменном фундаменте притвор, в котором разместились ризница и библиотека по сторонам притвора. В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя всех Святых. Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Наиболее древней постройкой является церковь Старое Вознесение, расположенная в центре территории монастыря. Она представляет собой четырехстолпный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Внутреннее пространство зального типа. Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви. Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подпорной стенки по линии ул. Свердлова.


Гражданская архитектура средневекового Пскова [48]

 

Палаты Поганкиных. Здание палат построено в 1671 – 1679 гг. псковскими каменщиками по заказу крупнейшего псковского купца, второй половины ХVII в. Сергея Ивановича Поганкина. В ХVII в. двор располагался в черте Окольного города, на Полонище. Двор имел замкнутый характер, постройки располагались по его периметру. Здание имело "П"-образную форму плана. Западная его часть была трехэтажной, южная - двухэтажной, восточная – одноэтажной. Над каменным объемом возвышалась тесовая кровля. Помещения первого и второго этажа имели сводчатые перекрытия, третьего – деревянные плоские потолки, полы в первом этаже были каменными, во втором и третьем – деревянными. Второй и третий этаж отапливались печами. Здание имело, два крыльца были каменными с нижним и верхним рундуком на столбах; и; лестничным маршем у западной части здания и каменно-деревянным в юго-восточном углу южной части здания. В южной части двора размещалась палаты, в северо-западной – каменный, флигель, между ним и палатками – каменные парадные ворота, северную часть двора занимали деревянные, хозяйственные постройки. Знаменитые Поганкины палаты входили в комплекс двора псковских купцов Поганкиных. Примерно до 1650-х г. этот двор занимал половину нынешнего квартала, заключенного между улицами Гоголевской и Некрасовской и переулками Музейным и Комсомольским. Во второй половине XVII века он занял весь этот квартал. На нем, несомненно, кроме палат, было еще много подсобных деревянных, а может быть и не только деревянных, строений. Жилье главы семейства было решено с необычным богатством. Сени, в которые входили со двора по крыльцу, сделанному «на  отлете», занимали не одно, как большей частью было принято тогда в Пскове, и не два, как было иногда, а три смежных помещения. Среднее, самое большое из них, служило парадными сенями, в левых сенях были сосредоточены непарадные принадлежности обычных сеней – отхожие места и чуланы, правые, как можно предполагать, были местом домашней молитвы. В середине 90-х ХVII в, после смерти С.И. Поганкина, двор перешел во владение его сына Ивана, в 1710 г., после смерти Ивана, во владение внука. - Григория Юрьевича Поганкина. Но уже в 1711 г. после морового поветрия и смерти последнего – остался выморочным. В том же 1711 г. владельцем двора становится Новгородский вице-губернатор Яков Никитич Корсаков. В том же 1711 г. палаты были сданы Корсаковым в аренду Главной провиантской канцелярии, и в них разместился провиантский, и артиллерийский склады военного ведомства. В дальнейшем палаты неоднократно ремонтировались. В течение XIX в, неоднократно менялось покрытие палат: черепицу сменил толь, затем гонт. Приспособление палат для нужд музея в начале ХХ в. повлекло за собой крупные ремонтные работы. Огромный ущерб зданию был нанесен во время ВОВ. В результате взрыва бомбы в 1944 г. была разрушена северная часть здания, торцовые помещения второго и третьего этажа почти полностью утрачены (сохранялась лишь их южная стена), в угловом помещении второго этажа трехэтажной части здания обрушился, свод, деформировалась стена. В результате ремонтно-реставрационных работ 1949 – 1952 гг. восстановлены помещения в северной части здания, закреплена металлическими связями стена соседнего помещения, восстановлен свод и закреплена связями стена в угловом помещении второго, этажа, восстановлена крыша. При раскопках обнаружили основание древнего каменного крыльца. Его воссоздали в 1997 г. по проекту псковского архитектора Владимира Никитина в формах, соответствующих облику старинных палат. Строительство этого жилого здания явилось для своего времени своеобразным итогом ряда строительных периодов в развитии древнепсковского каменного жилого зодчества ХVII в. В этом памятнике сосредоточены лучшие конструктивные и художественные достижения псковских каменщиков в их более чем полувековом поиске удобных форм нового каменного жилища, в те годы еще мало распространенного в России.

 

Палаты Меншиковых первые (дом Сутоцкого). Построены Самуилом Меншиковым в конце XVII века, не позднее 1695 г. Причем в это время во владении Меншиковых были первые и вторые палаты. Расположены в древнем районе Пскова. Входят в состав широко известного Палаты Меншиковых в Пскове комплекса памятников гражданского зодчества на Романовой горке. В настоящее время представляют собой каменное трехэтажное сооружение с вальмовой крышей. Вытянуто по оси север-юг. На северном и западном фасадах сохранились (частично) подлинные дверные и оконные проемы. После 1917 г. до начала 90-х годов XX века дом оставался жилым. В 1940 г. подвалы его были приспособлены под бомбоубежище. В начале 90-х годов дом был освобожден для исследования и реставрации. В настоящее время не используется. Палаты сохранили часть фасадной стены почти на всю ее прежнюю высоту. Глядя на эту стену, представляя каменную часть дополненной сверху еще деревянными этажами, а снизу освобожденной от наслоений, которых здесь наросло очень много, можно живо почувствовать былой масштаб богатого жилого здания начала XVII века. У этих палат дворы были с двух сторон, и потому входы в подклети и крыльца устроены с обоих фасадов. На парадном переднем дворе к крыльцу примыкало каменное гульбище. Второй этаж был занят клетями, а третий – столовой палатой, палатой для развлечений и сенями, из которых был выход на гульбище, обращенное на южную сторону. Четвертый и пятый этажи состояли из деревянных горниц с сенями, сенниками и вышками над ними. Огромные контрфорсы, искажающие теперь парадный фасад здания, построены в 1962 г. На заднем дворе палат сохраняется остаток верхнего рундука крыльца. Он настолько «ушел в землю», что давно уже отпала надобность в лестничном всходе, и этот всход еще в XIX веке был уничтожен. Проемы рундука увеличены книзу, но сохранили перемычки и старинные круглые столбы с перехватами. Крыльцо сверху завершалось деревянным гульбищем. Стена западного фасада укреплена контрфорсом. Часть ее закрыта пристроенным объемом вторых палат Меншиковых. Убранство и оборудование интерьеров утрачено. В некоторых проемах сохранились древние подставы и защелки дверей, часть окон сохранила прямоугольные решетки из витых железных прутьев. Первые палаты Меншиковых занимают центральное положение в уникальном комплексе памятников древнепсковского гражданского зодчества. Имеют большое научное значение благодаря относительно хорошей сохранности и возможности дальнейших исследований.

 

Палаты Меншиковых вторые (Дом Яковлева). Построены Самуилом Меншиковым в конце XVII века, не позднее 1695 г. Датировка палат первой половиной XVII века неверна, так как год рождения Самуила Меншикова 1659 г. В конце XVII века в состав двора Меншиковых входили первые и вторые палаты. В 1725 г. Самуил Меншиков продал свой дом (вторые палаты) Никифору Ямскому. Палаты гражданского зодчества на Романовой горке представляют собой каменное сооружение, восточным торцом примыкающее к Первым палатам Меншиковых, а западным торцовым фасадом выходящее на "красную" линию ул. Советской. Здание двухэтажное, в плане близкое к прямоугольному, с вальмовой крышей. Первый этаж просматривается только на северном фасаде, а с юга и с запада скрыт в культурном слое. На южном фасаде имеется ряд окон 2-го этажа, расположенных на разной высоте, различных по габаритам и по оформлению наличников. Большие окна освещают палаты, малые – внутристенные лестницы и ретирады. Крайнее с восточной стороны окно растесано и превращено в дверь. В верхней части фасада под крышей расположено окно, освещающее внутристенную лестницу на чердак. Окна украшены богатыми резными каменными наличниками с килевидными перспективными навершиями и висячими колонками с дыньками и подвесками. Часть проемов, соответствующих жилым помещениям, имеет коробовые перемычки, над ними – заполнения в виде косой сетки. Три больших окна с западной части фасада, соответствующие парадной "столовой" палате, украшены гирьками, а в верхней части наличника – стилизованными цветочными композициями. Рукодельная неправильность декора наличников придает им неповторимое псковское своеобразие. На западном фасаде расположены три больших окна с гирьками, аналогичные по оформлению трем крайним окнам южного фасада. Северный фасад в его западной части украшают такие же два окна с гирьками, а с восточной стороны – окна с коробовыми перемычками. В уровне первого этажа имеются дверные проемы (заложены) внутристенных лестниц. В центральной части расположены входы в первый и второй этаж. Второй этаж сообщается с первым пятью внутри стенными лестничными ходами. Палаты второго этажа освещены большим количеством окон, двери из "сеней" в палаты имеют двойные колоды, в образующихся "тамбурах" устроены стенные шкафики. В северной части средних стен устроены сквозные проемы для печей в которых имеются дымоходы. Toпка печей производилась из "сеней": "Сени" по габаритам близки к остальным помещениям. В южной стене "сеней" устроены два помещения ретирад. Лестничный ход в северной стене "сеней" ведет на чердак. Убранство и оборудование интерьеров утрачено. Не сохранилось каменное крыльцо XVII века с центральным рундуком и двумя всходами вдоль северного фасада. Орнаментация наличников окон претерпела значительные утраты подлинных элементов, которые были срублены еще в XVIII и XIX вв. Во время ремонтов XVIII – XIX вв. были уничтожены печи (при разборке завалов 1936 – 1940 гг. найдены обломки печных изразцов XVII в. Утрачена существовавшая в XVIII веке печь (круглая, как определено по ее остаткам) облицованная зелеными (муравлеными) изразцами с рельефным орнаментом. Не сохранились первоначальные палатки внутренних дверей и шкафов и их детали - петли и затворы. Памятник относится к числу хорошо сохранившихся и широко известных древнепсковских построек. Его архитектурные формы запечатлели важный этап в развитии каменного жилища XVII в. Интерьер и знаменитые резные наличники окон выдвигают его в ряд памятников гражданского древнерусского зодчества наиболее выдающихся по своей художественной ценности.

 

Третьи палаты Меншиковых (второй дом Сутоцкого). Предварительная датировка – последняя четверть XVII в. История дома практически неизвестна. Заказчик и первые владельцы не выявлены. С фамилией Меншиковых история дома не связана. На восточном фасаде раскрыт дверной проем сеней в кладке XVII в., позже превращенный в окно. Арка дверного проема переложена, северный простенок выложен из кирпича. В первоначальных формах XVIII века сохранились только два окна палатки крыльца западного фасада. Они имеют коробовые перемычки, четверти для ставень и кованые решетки. Все фасады в уровне второго этажа имеют отделку в стиле классицизма с профилированной междуэтажной тягой (профиль утрачен), на западном, южном и северном фасадах сандриками над окнами, венчающим профилированным карнизом. Несколько окон западного фасада имеют арочное обрамление, частично закрытое надстройкой над крыльцом; крайнее левое окно южного фасада выделено нишками с креповками карниза и арочкой сверху. Торцовые фасады завершены треугольными фронтонами с небольшими прямоугольными окнами. Подвал расположен под частью дома с восточной стороны. Вход в него по внутристенной лестнице, устроенной в средней продольной стене. Состоит из двух помещений, объединенных большим арочным проемом. Первое помещение, расположенное под восточной палатой, побольше, оно перекрыто коробовым сводом с распалубками. Его шелыга ориентирована в направлении север-юг. Второе помещение поменьше, расположено под восточной частью сеней. Перекрыто коробовым сводом с направлением шелыги восток-запад. Первый этаж сохранил древнюю планировку. В одном из оконных проемов палатки западного крыльца сохранилась оконная колода с решеткой и петлями для ставень. Эти дверные и оконные колоды были установлены при реконструкции в XVIII веке. Вход на второй этаж по каменным ступеням устроен с западного фасада (над крыльцом XVIII в.) скорее всего в XIX в. Оригинальное планировочное решение палат с разделением на две неравные автономные части, каждая из которых имеет свое каменное "красное" крыльцо, делает этот памятник древнепсковского жилища особенно интересным и ценным для исследования.

 

Четвертые палаты Меньшиковых (дом Марины Мнишек) Сведений о планировке и застройке двора в ХVII веке, о первоначальном облике палат нет. На основе последних исследований памятник относится ко второй половине ХVII века. Первые владельцы, заказчики палат, также неизвестны. В середине ХVIII века двор располагался в глубине квартала, на красную линию небольшой улочки выходил западный фасад дома. В восточной части двор, вероятно, не имел выезда на Большую улицу (ныне улица Некрасова). Ограда была деревянная, с одними дощатыми воротами. Сведений о хозяйственных постройках нет. Можно предположить, что со времени постройки дома до 1759 г. в нем проводились перестройки: первоначальное крыльцо было разобрано, с востока к крыльцу сделана пристройка, над крыльцом устроено небольшое (каменное или деревянное) помещение, вход в которое был устроен из восточного помещения второго этажа, дверной проем пробит на месте бывшего окна. После 1917 г. дом оставался жилым и поддерживался ремонтами: в 1948 г. проведен ремонт кладки стен, крыльца, кровли. В 1960-е гг. перестроена деревянная лестница на южном фасаде. В 1984 г. дом был расселен и отдан псковскому клубу "Реставратор", в 1986 г. начались его исследования и консервационные работы. В настоящее время работы не ведутся из-за отсутствия средств на реставрацию. За свою историю памятник много раз был разрушен и возвращен к жизни вновь. Его первоначальный облик частично изменен. Утрачен первоначальный верх дома: крыша, верхняя часть стен и деревянные конструкции перекрытия восточной палаты верхнего этажа и "светелки." Утрачена первоначальная лестница "на отлете" на второй этаж, а также заменившая ее пристенная лестница с палаткой (результат перестройки палат до 1759 г.) Конструкции над крыльцом гульбища на северном фасаде. Утрачены все первоначальные отопительные устройства, плитяные и деревянные полы, дверные и оконные деревянные заполнения, железные решетки и ставни, лепные валиковые наличники окон. Несмотря на непоправимые утраты памятник имеет большую художественную ценность благодаря своим особенностям и сохранившимся до настоящего времени первоначальным формам и деталям. Изучение памятника дает ценнейший научный материал о наиболее ранних строительных периодах в развитии гражданской архитектуры Пскова ХVII века.

Дом предводителя дворянства. Здание построено в XVII в. Первоначальная его история и владельцы не известны. В 1804 г. дом куплен у П.А. Яхонтова Приказом общественного призрения, в 1824 г. его купило Псковское городское общество для губернского предводителя дворянства. В начале XX в. весь участок до ул. Советской принадлежал дворянскому общественному собранию. После Октябрьской революции и до 1951 г. здание занимал народный суд. В 1960-е гг. оно использовалось под общежитие культпросветучилища, в настоящее время занято Псковской областной филармонией. Натурных исследований здания не проводилось. Предварительное ознакомление дает основание предполагать, что здание было построено двухэтажным, каменным, покрыто четырехскатной крышей. В XVIII в. здание подвергалось перестройкам. К началу 20-х годов XIX в. был сильно перестроен 2 этаж. В 1823 г. при приспособлении здания для проживания псковского предводителя дворянства дом вновь был перестроен по проекту губернского архитектора Франса Ябса. В результате этой перестройки окончательно утрачен второй этаж и часть первого. В 1823 г. фасад перестроен по принципу осевой симметрии в стиле классицизма, которому не соответствует первоначальное встроенное крыльцо XVII в., частично сохранившееся и выполняющее роль парадного входа. Углы фасада закреплены рустованными лопатками. Стена завершена профилированным карнизом (профиль утрачен). Мезонин, имеющий полуциркульное окно с рустованным обрамлением, увенчан полуфронтоном (профиль тяг утрачен).

Окна, часть из которых заложены, не имеют обрамлений. Во втором этаже оконные проемы высокие прямоугольные, расположены группами по три, поддерживают симметрию фасада, в первом – низкие. Противоположный северный фасад решен подобно южному, но симметрия его композиции нарушена из-за большей протяженности стены. Западный фасад также фланкирован рустованными лопатками и завершен карнизом. Является важной частью комплекса памятников псковского гражданского зодчества XVII века на Романовой горке. Его первоначальная планировочная схема имеет исключительный научный интерес, раскрывая процесс эволюции пространства псковского богатого жилого дома в XVII веке.

 

Руины дома Карамышева. Памятник находится на территории Древней Романовой горки в Раковской сотне, входившей в состав Окольного города. Первоначальную его историю и имя владельца установить не удалось. Ясно, что выстроено оно псковскими каменщиками по заказу состоятельного псковича, ремесленника или торговца. Возможно, что заказчик был членом купеческой семьи Меньшиковых, чьи владения находились рядом. Тогда можно рассматривать памятник как дворовую постройку, входившую в состав земельного участка Меньшиковых. Поскольку здание не исследовалось, трудно представить себе его первоначальный облик, но известно, что оно имело трехчастный план и, возможно, 2-й каменный этаж. В начале XX века здание принадлежало купцу Карамышеву. До 1988 г. использовалось под склад. В настоящее время находится в руинированном состоянии. Второй этаж дома был сломан в 1930 г. К этому времени здание уже утратило крыльцо, древнюю кровлю, старые заполнения оконных и дверных проемов, отопительные устройства и пр. Несколько позднее обрушился свод палат, оказались поврежденными торцевые стены сеней первого этажа. Остатки дома сохраняются ныне под развалом второго этажа. Какие бы то ни было элементы декора отсутствуют. Дом Карамышевых – один из немногих сохранившихся жилых домов ХVII века горожан среднего достатка. Археологическое и историческое изучение этого памятника будет существенным вкладом в решение вопроса эволюции древнерусского каменного жилища XVII века.

 

Романова горка. Во псковских летописях при описании тех же самых событий используется название «Романиха». Романова горка – в древности один из многочисленных островков, возвышавшийся среди топей и болот на территории древнего Полонища в Раковской сотне. В ХVII в. этот участок непосредственно примыкал к Большому Псковскому Торгу, вокруг которого, как известно, концентрировались богатые купеческие дворы. "Романова горка", расположенная между одной из самых оживленных улиц города –  Великой улицей и Торгом, являлась, таким образом, наиболее удобным местом для жилья торговых посадских людей, именно здесь число дворов богатых торговцев достигало в ХVII в, наибольшей концентрации. Поэтому, когда во второй половине ХVII в. в Пскове развернулось широкое строительство каменных жилых домов, здесь, в районе Романихи, их появилось более всего. В настоящее время первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. В литературе их принято называть либо именами последних владельцев, либо условными наименованиями. На Романовой горе в 1881 г. при земляных работах случайно были обнаружены редчайшие бронзовые вещи Х – ХII веков, что дает основание предполагать раннее освоение этой местности псковичами. Комплекс памятников древнепсковского каменного жилого зодчества на Романовой горке представлен разнообразными по планировочной структуре и композиционно-пространственной схеме зданиями. Изучение их даст обширный и разнообразный материал о развитии каменного жилого зодчества XVII века, что определяет высокое научное значение всего комплекса памятников. Каждое из этих зданий является примером высокого строительного искусства древнерусских зодчих, а все памятники в целом позволяют создать при их восстановлении замечательный историко-архитектурный ансамбль-заповедник.

 

Двор Подзноева. В ХVII в. участок, на котором располагается двор купца Подзноева, непосредственно примыкал к Большому Псковскому Торгу, вокруг которого, как известно, концентрировались богатые купеческие дворы. В частности, до наших времен сохранились некоторые древние строения на Романовой горке, расположенной по соседству с палатами Подзноева, между одной из самых оживленных улиц города – Великой улицей и Торгом. В настоящее время первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. В литературе их принято называть либо именами последних владельцев, либо условными наименованиями. Первоначальные владельцы и строители двора Подзноева также неизвестны. Опираясь на данные исследования псковской гражданской архитектуры, главное здание двора Подзноеваможно отнести к первой половине ХVII в., как редчайший пример, в котором отражены конструктивные и планировочные приемы, характерные для гражданских построек еще в ХVI в. Второе здание датируется второй половиной ХVII в. Первые документальные сведения о постройках двора относятся к 60-м гг. ХVIII в., когда они принадлежали двум разным владельцам: дом с садом подпоручику Прокофью Яковлеву и рядом, также дом с садом – помещику Михайле Окуневу. В 1866 г. двор имел каменную ограду с воротами. К этому времени постройки двора были уже значительно изменены перестройками и частичными утратами, а к началу XX в. они практически утратили свои древние черты. Подзноевы владели двором до 1917 г. В советское время постройки использовались под жилье. В октябре 1955 г. первый дом был отселен, т.к. стал опасным для жилья, его начали разбирать. В 1967 г. определен под снос и частично разрушен. В наши дни здания двора Подзноева отреставрированы. Двор Подзноевых имеет большое научное историко-архитектурное значение как пример длительной эволюции богатого посадского жилища, сохранившего особенности строительных приемов XVI – XVII вв., характерной для гражданской архитектуры Пскова. Его художественное и градостриотельное значение определено значительной ролью памятника в формировании одного из наиболее интересных историко-архитектурных памятников древнего Пскова.

 

Палаты у Сокольей башни (Дом Ксендза). Точная дата строительства дома не установлена. История его строительства начинается с середины XVII века. Это небольшие двухэтажные палаты с каменным пристенным крыльцом и палаткой на северном дворовом фасаде. Крыша вальмовая. На фасадах в уровне верхнего этажа и палатки - оконные проемы с коробовой перемычкой в углублении для железных ставень. Вход со двора на второй этаж с парадного крыльца, украшенного характерными псковскими трехчетвертными столбами и арочными проемами. С запада лестничный всход на верхний рундук крыльца перекрыт коробовым сводом. С востока вход в нижний этаж перекрыт коробовым сводом. Над входом расположена каменная палатка с двумя окнами. Эта маленькая палатка является необычным элементом в жилых палатах ХVII века. Обрез стен крыльца и палатки несколько выше обреза стен дома. Нижний этаж, вероятно служивший складом, трехчастный в плане. Вход в узкое центральное помещение (подсенье) через тамбур под палаткой крыльца вниз по крутой лестнице. Как видно на фотографии начала XX века, в это время дом имел деревянный мезонин, обшитый тесом, с треугольным фронтоном и двухскатной кровлей. На южном его фасаде было три больших окна. Впоследствии вероятно в XIX веке растесывались окна южного фасада. К крыльцу со стороны основного хода была сделана деревянная пристройка, из-за чего ступени крыльца перенесены на северную его часть. Для этого световой проем рундука был растесан до земли. Впоследствии закладывались окна, растесывались проемы и менялись конструкции печей. Последняя крупная реконструкция, вероятно, связана с периодом, когда дом принадлежал ксендзу польского костела, и была капитально переделана южная часть дома. Верх внутристенной лестницы разобран, и она перестала функционировать. На 2-м этаже на месте верхней площадки лестницы устроен оконный проем. Из сеней верхнего этажа на юг сделан выход и новое крыльцо с односкатным покрытием. Изменена перегородками планировка верхнего этажа. На южном фасаде прорублены окна. Все окна расширены. Вероятно, над центральной частью было деревянное помещение, вход в которое осуществлялся по деревянной лестнице из восточного помещения верхнего этажа. Кровля могла быть тесовой или черепичной. Не сохранились первоначальные полы нижнего и верхнего этажей. Натурными исследованиями не выявлены места расположения керамических киотов, обломки которых найдены в шурфе у входа в нижний этаж. Утрачены железные оконные решетки нижнего этажа и ставни, которые были на всех окнах дома. В интерьерах не сохранились первоначальные отопительные устройства – полихромные изразцовые печи. Утрачены все первоначальные дверные и оконные заполнения. Во время пожара в 1944 г. мезонин и все деревянные элементы дома сгорели. До 1953 г. здание стояло без кровли. Натурными исследованиями установлено, что здание неоднократно перестраивалось: закладывались шкафные ниши, перекладывались участка кладки стен, во внутристенную лестницу прорублен вход с южного фасада, устроен тамбур со ступенями. Памятник гражданского зодчества Пскова второй половины XVII века с богатой строительной историей, планировочными и конструктивными особенностями. Интересен тем, что построен представителем дворянского сословия по типу, характерному и для псковских купцов и для посадских людей.

 

Палаты Казачьего Приказа. Первое упоминание о здании Казачьего приказа у крепостной стены относится к 1686 г. Строители его неизвестны. В здании размещалась штаб-квартира Псковского казачьего войска. Представляло собой значительное по размерам сооружение, состоящее из нескольких каменных двух, а возможно, и трехэтажных зданий, разнохарактерных по планировке. Материал – известняковая плита. Верхний этаж утрачен после 1945 г. Раньше можно было видеть стену и своды на северо-западной стене. В настоящее время сохраняются помещения нижнего этажа под земляной насыпью, перекрытые коробовыми сводами.

 

 Первый дом Русиновых. Один из наиболее ранних памятников гражданского зодчества Пскова. Выстроен при жизни первого представителя известного рода купцов Русиновых в первой половине XVII в. Производит впечатление массивного глухого объема из-за отсутствия оконных проемов в первом этаже на уличном юго-западном фасаде. На втором этаже вскрыто шесть небольших окон. На остальных фасадах часть окон вскрыта, часть осталась заложена. Крыша, вероятнее всего, была тесовой. сохранилась одноэтажная пристройка к северо-восточному дворовому фасаду. В первый этаж устроено два входа со двора: один, основной, в центре северо-восточного фасада, ведет в сени, второй на юго-восточном торце непосредственно в клеть. Над дверным проемом северо-восточного фасада вскрыт киот с килевидным завершением, выложенный их кирпичиков, некогда покрытых цветной глазурью. Объемно-планировочная композиция дома трехчастная. В первом этажеУлица Карла Маркса, д 10 в Пскове, 1-й Дом Русиновых центральные сени разделены на два помещения – передние и задние сени - перекрытые сводами. В передних сенях над всеми дверями сохранились киоты. Палаты по сторонам от сеней перекрыты сводами, опирающимися в центре на массивные четырехугольные в плане столбы. Для поддержания ослабленных древних конструкций сводов в каждой клети во время поздних ремонтов установлено по 4 круглых массивных столба. Сени, как и в первом этаже, разделены поперечной стеной на два помещения, перекрытых сводами. Правая палата также имела сводчатое перекрытие (не сохранилось). Левая палата, судя по документам XVIII в., была поделена на три, а возможно четыре, помещения, перекрытых каждое самостоятельным сводом. Все помещения хорошо освещены, отапливались печами. При исследовании дома были найдены основания и изразцы муравленых печей, а также фрагменты древнего пола из кирпича "в елку". Помещения первого и второго этажей сообщались между собой внутристенной лестницей. На чердак вела внутристенная лестница, устроенная в боковой стене передних сеней. В интерьере помещений первого и второго этажей сохранились шкафики. Сены дома сложены из плитняка на известковом растворе. Является одним из наиболее ранних, редких и интересных памятников древнепсковского каменного жилища. Его конструктивные особенности (одностолпные палаты) указывает на связь с монастырским зодчеством XVI в. В то же время, это 2-х этажное каменное здание характеризует тип жилища богатого псковского купечества XVII в.

Кожевенный завод (пекарня). Расположен на правом берегу реки Псковы на нижней площадке комплекса памятников Гремячей Горы. В настоящее время – это частично отреставрированный и законсервированный памятник, представляющий собой одноэтажное, вытянутое в плане здание, накрытое временной двухскатной крышей.Пекарня (кожевенный завод) в г. Пскове. Сложено из местной плиты крупных размеров на известковом растворе. Реставрированные участки стен сложены из более мелкой плиты на цементном растворе. Какие-либо декоративные украшения фасадов отсутствуют. Часть оконных проемов забрана решетками, часть заложена камнем в целях консервации. Не восстановлена обмазка известковым раствором. На фасадах здания, воссозданных во время реставрации, закреплены арочные оконные проемы. В нижней части южного, восточного и западного фасадов сохранены фрагменты уцелевшей кладки фасадов памятника. На главном северном фасаде новой кладкой закреплены арочные проемы входов, ворот и внутристенной лестницы. Сохранены фрагменты древней кладки на всю высоту фасада. В интерьере памятника восстановлено. Пекарня (кожевенный завод) в г. Пскове три зальных помещения, разделенных поперечными стенами. Каждое из них имеет свой отдельный вход. Между собой помещения не сообщаются. В двух западных помещениях сомкнутые своды с высокой стрелой подъема. Окна устроены прямо в сводах без распалубок, что составляет важную особенность памятника. Живописно расположенное среди других памятников XVII в. здание "Пекарни" является важной составной частью одного из наиболее замечательных историко-архитектурных комплексов древнего Пскова – памятников Гремячей Горы. Памятник обладает редкими особенностями, значительно дополняющими общую картину каменного зодчества древнего Пскова, но истинное его значение может быть постигнуто лишь после тщательного изучения.

 

Дом Лавриновского. Небольшой изящный особняк появился в Пскове в 1908 году благодаря предводителю местного дворянства Николаю Лавриновскому. Изящный особняк дворянина Лавриновского в Пскове Именно он стал заказчиком строительства. Образец небольшого городского особняка начала XX века. Памятник стиля модерн (провинциальный) в архитектуре Пскова. Лавриновским особняк принадлежал до Октябрьской революции 1917 года. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, маслодельный завод и автоинспекция использовали особняк под конторы. Окончательно дом восстановили лишь через год. С 1952 г. строение отдали под производственные помещения и жильё. В начале 1970-х гг. здание передали ЗАГСу. В 1972-м там произвели реконструкцию интерьеров. При реконструкции и приспособлении для Дворца бракосочетания строители изменили все лестницы, перед парадным входом появилась дополнительная площадка. Переделаны перегородки в интерьерах и часть дверных проёмов, утрачен декоративный кованый балкончик окна на втором этаже. Не сохранились хозяйственные постройки участка и его благоустройство. Дворец бракосочетания располагается в старинном особняке по сей день. Внимательные любители прогулок по Пскову смогут разглядеть, что дата строительства особняка на Спасской улице помещена на аттике парадного входа здания. К сожалению, имя автора архитектурного проекта история для нас не сохранил. К настоящему времени композиция интерьеров и их декоративное оформление утрачены, за исключением вестибюля парадного входа, где сохранились 2 филенчатые лопатки с опирающейся на них лучковой арочкой, расположенные на границе верхней площадки лестницы, и на плафоне потолка летные тяги со слабо выраженным рельефом.

 

Дом Масона. Появился в Пскове в начале XX века. В своё время из Шотландии во Францию перебрался некий Мейсон. Натурализовавшись на новой родине, он изменил фамилию и превратился из мистера Мейсона в месье Массона. Именно он и стал заказчиком строительства этого здания. Согласно исследованиям, дом Масона стоит на месте соборного храма мужского Златоустовского Медведева монастыря, служившего усыпальницей семьи купцов Поганкиных. При Екатерине II монастырь упразднили, в 1852 г. земельный участок с остатками церкви продали дом Массона в г. Псковена аукционе. Пришедшие к власти большевики сделали из здания обычную коммуналку, которую расселили лишь в 1998 г., чтобы реставрировать здание и сделать из него хранилище музейных экспонатов. В 2002 г. в цокольном этаже постройки начала XX века нашли большое захоронение XVI – XVII веков. Подвал дома, стены которого сохранили древнюю монастырскую кладку, был заполнен погребёнными телами. Есть мнение, что среди тел, обнаруженных в подвале дома, покоились останки псковского промышленника и купца Сергея Поганкина, но сейчас установить это доподлинно невозможно. В настоящее время доме Массона находятся экспонаты фондов Псковского музея-заповедника, "Золотая кладовая" и экспозиция исторического оружия. Посетители могут ознакомиться со старинными украшениями, драгоценными изделиями, серебряными и золотыми монетами, кладами, коллекционным оружием найденным в Псковской области.

 

Палаты Кружечного двора. Кружечный двор в ХVII веке был предназначен для оптовой торговли винами, медами, водкой и другими напитками (а, возможно, и для их производства), что являлось государственной монополией. Государство отдавало их на откуп крупнейшим купцам, так называемым "кабацким головам", которые налаживали производство и сбыт спиртных напитков на местах. Палаты кружечного двора служили для хранения запасов вина, меда и других напитков. Памятник утратил древнюю кровлю, дверные и оконные заполнения, некоторые проемы растесаны. В 1960-е гг. поверх древнего здания, одновременно с пристройкой, был сооружен новый кирпичный этаж, что совершенно исказило древний вид памятника. Декор фасадов не сохранился. Вход во внутристенную лестницу со двора ныне замурован. В интерьере разрушена часть свода одной из палат, вычинка произведена из бетона, распалубка над входом утрачена. На фасаде по ул. Гоголя в нижней части сохранились три древних оконных проема. На дворовом фасаде первоначальные проемы прикрыты современными железными воротами. Второй этаж здания поздний сложен из кирпича. Первый этаж – древний, имеет трехчастный план. В начале XX века в них располагался керосиновый склад Кадетского корпуса. Одно из немногих сохранившихся в Пскове каменных зданий XVII века, предназначенных для торгово-хозяйственных целей, имеющее характерные типологические черты.

 

Дом жилой доходный И.А. Сафьянщикова С 1880 по 1906 г. принадлежал псковскому купцу Василию Яковлевичу Сафьянщикову. На участке находился одноэтажный каменный дом с мезонином, каменный флигель и двухэтажный дом во дворе. В 1906 году дом с местом и постройками по наследству перешёл к любимому племяннику Василия Яковлевича – владельцу кожевенного завода, купцу второй гильдии, личному почётному гражданину Пскова Илье Александровичу Сафьянщикову. После смерти дяди он получил огромное по тем временам наследство – около 250 тысяч рублей и стал одним из самых богатых людей в городе. К 1912 г. купец построил на этом месте новый дом и флигель в стиле неоклассицизма. Трёхэтажное здание с главным фасадом по Октябрьскому проспекту и четырёхэтажный флигель образуют замкнутый двор со сквозными проездами под домом и флигелем. Это единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем. Автор проекта неизвестен. На фасаде здания на Октябрьском проспекте разместилась композиция из рогов изобилия, увитых цветочными гирляндами и лентами. Между ними помещён жезл Меркурия. На кованых решётках балконов помещены медальоны с изображением латинской буквы "S". В верхней части ворот сквозного проезда находится круг с вензелем владельца, сочетающий русские буквы "И" и "С". Сейчас на главном фасаде дома имеются утраты штукатурки и лепнины. В марте 1919 г. все дома Сафьянщикова, как лица причастного к белогвардейским организациям, национализировали и передали в ведение жилищного подотдела Губернского исполкома. Во время ВОВ здание не пострадало. Непоправимый урон дому нанёс капитальный ремонт 1976 – 1982 гг. Тогда переделали междуэтажные и чердачные перекрытия, дубовые балки заменили на металлические конструкции. По рассказам старожилов, часть дубовых балок сохранилась в местах, куда не смогли завести новые балки. Интерьеры полностью перепланировали: из прежних квартир коммунального заселения устроили отдельные апартаменты. Убранство интерьеров практически полностью утрачено: исчезли лепнина на потолках, паркетные полы из морёного дуба, изразцовые голландские печи. Это один из немногочисленных в Пскове представителей стиля неоклассицизм. Единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем. Отличается хорошей сохранностью архитектурного декора фасадов, являясь примером высочайшего качества строительства и отделки жилых зданий достигнутого в первом десятилетии XX века.

 

Дом Земской Управы. В конце 1890-х гг. Псковское уездное земство купило участок земли, а в 1901 году к уже имевшемуся трёхэтажному дому Земства по Гоголевской пристроили новое здание (ныне Гоголя, 17). Автором проекта выступал гражданский инженер Богданов. Композиция главного фасада построена на сочетании древнерусских форм и принципов архитектуры ренессанса. Фасад имеет четкое горизонтальное членение с пышностью отделки, нарастающей кверху, чередованием штукатурки и лицевого кирпича. В композицию фасада внесена некоторая асимметрия, появляющаяся в уровне 1-го этажа (арка с двумя узкими окнами) и венчающего карниза. В композиции фасада отсутствует парадный вход. В процессе строительства для парадного входа был приспособлен крайний с лестницей пристройки гимназии, а юго-западный пролет оборудован под рабочие помещения, арка входа обустроена оконными проемами. Главный вход в здание и поныне находится в лестничной клетке пристройки. Лестница здесь демонтирована в 1980-х гг. Внутренняя планировка частично искажена легкими поздними перегородками, но хорошо читается благодаря сохранившимся тянутым карнизам потолков. На третьем этаже вдоль всего фасада расположен большой двухсветный актовый зал. За счет его высоты со стороны двора устроено два яруса помещений. Скромная отделка интерьеров сохранилась лишь частично в небольшом вестибюле при лестнице, лестничной клетке – углы стен, оформленные характерным округлением, на потолках тянутые карнизы. В помещениях 2-го этажа – тянутые карнизы потолков. Стены сложены из красного кир


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: