В пожилом возрасте на первый план выходит механизм компенсации, прежде всего компенсации своих потерь – сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Например, было обнаружено, что с возрастом нарастают факторы компенсации, направленные на поддержание самооценки на приемлемом для субъекта уровне: наличие у пожилого высоких (как правило, неадекватных) позиций самооценки, фиксация на позитивных чертах (хотя бы в прошлом); признание своей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); ориентация на жизнь детей и внуков, ретроспективный характер самооценки (О.В. Молчанова, 1996).
Считается, что для нормального старения очень важно развивать у людей пожилого возраста именно этот механизм психической жизни. В то же время должен доминировать, прежде всего, адекватный и полный вид компенсации, т.е. этот механизм должен функционировать так, чтобы пожилой человек не уходил в мнимую компенсацию (обычно в свою болезнь), преувеличивая свои болезни и немощи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать интерес и жалость, другие привилегии. С этой точки зрения становится понятной важность обучения новым видам деятельности, развития креативности, появление новых видов деятельности, развитие креативности, появление нового хобби и любых форм творчества, т.к. с их помощью развивается полная компенсация. В то же время ригидность, трудности переключения, возрастающие в этом возрасте, препятствуют развитию нормальной компенсации. Препятствием является и сужение круга общения, загруженность других членов семьи, окружающих, что также не позволяет полностью реализовать этот механизм (Т.Д. Марцинковская).
|
|
Как правило, именно это является одной из самых распространенных причин тех отклонений, которые возникают в этом возрасте и приводят к включению других, более негативных механизмов психической жизни, прежде всего ухода, отчуждения и агрессии.
Развитие личности в позднем возрасте