Нетрадиционные праздники

ПЛАН

Введение. 1

Раздел 1. Нетрадиционные праздники. 3

1.1. Понятие праздника. 3

1.2. Виды праздников. 5

1.3. Нетрадиционные праздники. 6

2.1. Исторические сведения о дне мороженного. 9

2.2. Основные критерии дня мороженого. 18

Раздел 3. Метод рекомендаций по проведению праздника дня мороженного. 18

Источники и ресурсы.. 18

 

Введение

В жизни каждого человека праздник играет особую роль, которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико и для старшего, и для младшего поколения.

Современная праздничная культура представляет собой симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст произвольно составлен из наслоений различных семиотических систем: широко используются идеи и маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья, частушки, балалайка и т. п. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ив. Купалы), "советских" обычаев и обрядов (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (кинофестивали, презентации, шоу и т. п.).

Наряду с этим расширяются контакты с ранее незнакомыми обычаями и традициями, что нашло выражение в праздновании Татьяниного дня, Дня Св. Валентина, Хэллоуина, католического Рождества. Разнообразие Праздникав свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема праздника не является новой. Многоаспектность содержания данного феномена отражает степень его изученности. Праздник не раз являлся объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение. В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов); праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский). Помимо исследуемых проблем данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника. Из теоретических работ выделяется обширный пласт литературы социологического характера, где праздник определяется как общественный институт, отражающий уклад жизни, сферу идеалов, традиции (Я. П. Белоусов, А. В. Бенифанд, К. Жигульский, А. А. Руднев, Д. М. Угринович и др.). В рамках данного направления можно выделить работу А. И. Мазаева

"Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования", которая представляет собой наиболее комплексное исследование феномена. В социальной педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи, с целью эффективного воздействия на личность (Д. М. Генкин, А. А. Конович, Л. С. Лаптева, Е. В. Руденский, В. Г. Шабалин). Исследование социологии культурных форм, реконструкция различных видов праздников в городской культуре нашли отражение в работах А. М. Конечного, А. Г. Левинсона, А. Ф. Некрыловой, О. В. Немиро. В этнографической науке праздник, с одной стороны, предстает как ретранслятор и аккумулятор национальных традиций, обрядов, обычаев (А. К. Байбурин, Т. Я. Бернштам, М. М. Громыко, В. И. Чичеров и др.), с другой стороны, исследователи акцентируют внимание на архаических особенностях праздника (А. С. Абрамян, В. Я. Пропп, С. Токарев, В. Н. Топоров).

В культурологических исследованиях, число которых стремительно увеличивается за последнее время, разработка проблем праздника осуществляется по следующим направлениям: карнавальная культура (на примере западноевропейского средневековья) М. М. Бахтин, В. П. Даркевич, М. Ю. Реутин; типология карнавальной и маскарадной культур в литературных текстах (А. Л. и А. С. Гринштейн); роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (В. П. Исаенко, И. В. Колинько); праздник в дворянской культуре, где праздник предстает как часть бытовой или развлекательной (досуговой) культуры (Б. Р. Егоров, Ю. М. Лотман, В. С. Турчин, Н. А. Хренов). Следует отметить некоторые частные проблемы, по которым ведется изучение: тоталитарный праздник (А. В. Захаров, А. И. Щербинин); первобытный праздник (А. Ф. Еремеев); попытка философского анализа христианских праздников (Е. Б. Рашковский).

Различные культурные преломления праздника исследовались в проблемном поле провинциальной культуры (Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, И. В. Чванов). Отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета как в работах философов (В. К. Кантор), так и психологов (К. Касьянова).

Таким образом, накоплен обширный исследовательский материал, тем не менее, многогранность данной проблемы позволяет выделить новые аспекты изучения праздника. В культурологии научные изыскания ведутся в основном по частным проблемам, что не снимает вопрос об актуальности теоретического исследования. Недостаточно разработана проблема праздника в российском историко-культурном пространстве, не прослежена специфика его ментальных особенностей.

 

Раздел 1. Нетрадиционные праздники

Понятие праздника

М.М. Бахтин сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры». Цивилизационное значение праздника в состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.

Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. По словам К. Жигульского (англ.)русск., «счет времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, -- календарь -- везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов». Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает, «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека».

Слово «праздник» в широком обиходе, в популярной и научной литературе имеет множество различных значений, порой противоречащих друг другу. Термин «праздник» часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). Отождествление праздника с чувствами показывает лишь одну его грань: праздничное, эмоционально окрашенное состояние, вызванное особым приподнятым настроением.

В научной литературе сложилась довольно пестрая картина подхода к понятию «праздник». Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 – 20 вв.

Определение праздника имеется почти во всех толковых словарях. Еще в русском энциклопедическом словаре библиографического общества «Гранат» дано определение праздника, но лишь в связи с религиозными мотивами. Переизданный несколько раз словарь традиционно уделял внимание разъяснению социальной и культурной сущности праздника. Более развернутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители уже различали религиозные и светские праздники. В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный – порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» - период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).1

Есть мнении, что понятие «праздник» в русском языке произошло от древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.

Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, - писал он,- выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».2

Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что – то отмечают, к примеру определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определенном символическом действии, которое художественно – выразительно оформлено, а к тому же всегда связано с чем - то необычайно радостным или торжественным. Праздник нуждается в особой душевной или психологической настроенности, в стремлении, настроенности к нему (назрела определенная праздничная ситуация), он же усиливает ее, причем значение этой настроенности сводиться к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые трудом дни.

«Праздник, если определять его не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно».3

Праздновать – значит свободно общаться, коллективно переживать. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется. Благодаря этому она приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.

 

Виды праздников

Не многие из нас задумывались над разновидностью праздников скорее потому, что они для нас едины. Это веселые и радостные мероприятия. Но все же они подразделяются на несколько категорий:

Государственные - это праздники, которые еще называются красными днями. Такие дни на правительственном уровне назначаются выходными, и у трудового народа появляется дополнительный отдых.

Религиозные - это даты, которые берут свое начало с православия на Руси и отмечаются по сих пор. Эти мероприятия прошли сквозь годы советского атеизма и были не забыты нашей церковью.

Детские праздники - это торжества, известные нам с раннего возраста. Они радовали и поднимали нам настроение с детского сада, а потом и в школьные годы. Как их можно не помнить!

Войсковые праздники - эти торжества не отмечаются всеми. Они справляются представителями разных родов войск, в которых служат мужчины и женщины.

Корпоративные - это даты, которые отмечаются представителями разных профессий, в определенный день.

Семейные - это знаменательные события, важные для определенных людей.

Сезонные - К ним можно отнести масленицу, день Ивана Купала и др.

 

 

Нетрадиционные праздники

Всемирный день шоколада -праздник, отмечаемый ежегодно 11 июляРодиной Всемирного дня шоколада, считается Франция. Именно французы в 1995 году положили начало этому празднику. Так, в крупных городах Российской Федерации, от Санкт-Петербурга до Владивостока, 11 июля также проходят мероприятия, конкурсы и фестивали по случаю этого праздника

Хэллоуин -Для нашего региона Хэллоуин — экзотический и неоднозначный праздник. Согласно социологическим опросам Левада-Центра 2016 года, четверо из пяти опрошенных россиян знают о празднике, но лишь один из двадцати опрошенных планирует праздновать его. Ситуация постепенно меняется, появляются магазины, продающие костюмы для Хэллоуина, а его празднование входит в расписание торговых центров и ночных клубов.

«В нашей стране Хэллоуин никогда не был карнавалом, карнавалы — как правило, довольно редкое явление в русской культуре. Таким образом, все эти переодевания, в чём-то даже театральные, не имеют культурных корней в нашей культуре.

Изначально это древний праздник Кельтов «поминовение предков»

Врата преисподней открываются в ночь с 31 октября на 1 ноября, и души усопших родственников стремятся навестить своих близких. Кельты в это темное время поминали умерших близких людей и старались задобрить души предков, чтобы они помогали в дальнейшем, а не наказывали. Сейчас же Хэллоуин — отличный повод расстаться с привычными жесткими нормами и рамками, побыть нечистью, вести себя неправильно, возможность бесшабашно шалить и безобразничать, как дети. Именно из-за этого древний праздник сегодня так популярен во всем мире. Можно подшучивать, устраивать розыгрыши, пугать и радовать друг друга, нарядившись в костюм мертвеца, вампира или вампирши, ведьмы, Дракулы, зомби, покойника, привидения, скелета, черной графини, русалки, кошки, летучей мыши…

День святого Валентина или День всех влюбленных -«Виновником» праздника считают христианского священника Валентина, который жил примерно в 269 году. В это в время Римской Империей правил Клавдий II. Император считал, что браки — это зло, потому что женатый легионер думает о семье, а не об империи. Специальным указом Клавдий запретил легионерам жениться. Но Валентин стал тайно их венчать. Император, узнав об этом, приказал казнить «нарушителя».

 

Позже, как христианский мученик, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский Папа Геласиус I объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С 1969 года в богослужении провели реформу, и святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны.

Легенда гласит о том, что сам Валентин был влюблен в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Вероятно, оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки — «валентинки». Письмо девушка прочитала уже после того, как его казнили.

Создание первой «валентинки» приписывают ещё и герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и, борясь со скукой, сочинял любовные послания собственной жене. Наибольшего распространения «валентинки» достигли уже в XVIII веке, тогда они приобрели вид красивых открыток в форме сердца.

Несмотря на то, что это праздник влюбленных, в последнее время появилась мода поздравлять всех, к кому питаешь разного рода любовь — друзей, подруг, коллег, родителей. Однако изначально этот день предназначался именно для влюбленных, поэтому в первую очередь поздравлять нужно только спутников жизни.

Издревле юноши в День святого Валентина посылали своим возлюбленным подарки, а также письма и стихотворения, в которых выражали свои чувства и пожелания. Помимо известных «валентинок» в День всех влюбленных принято дарить и другие подарки. К примеру, шоколад, цветы, украшения, памятные вещицы. По современным традициям, в 14 февраля влюбленные устраивают романтический ужин.

Международный день Шашлыка -Участники праздника-выкладывают рецепты Шашлыка, фотографии с места действий, или произносят Шашлычные тосты...

История праздника имеет свою легенду: однажды грузины пошли на охоту и поймали барана.

Им очень хотелось есть, а готовить целую тушку нужно было несколько часов. Один из них предложил нарезать мясо кусками,

нанизать на ветку дерева и сунуть в огонь. Так появился шашлык.

День шашлыка отмечают в России 1 Мая — на открытии сезона пикников.

Международный День Торта – отмечается 20 июля. Этот праздник посвящённый дружбе и миру между людьми, странами, народами. Он проходит под девизом «Я приду к тебе с тортом», что, в общем, логично – как, если не тортом с чаем, отпраздновать мир и дружбу? У истоков этого сладкого праздника лета стоял «Миланский Клуб» Королевства Любви – сообщество друзей, членами которого являются музыканты, кулинары и другие увлеченные творческие натуры. И именно этот творческий союз в 2009 году начал традицию создания совместных музыкальных тортиков, которая затем была поддержана и другими странами.

Впервые в международном масштабе День Торта отмечался 20 июля 2011 года, став одной из инициатив Королевства Любви (международного некоммерческого проекта, реализующего глобальные культурные, гуманитарные и миротворческие инициативы), а проводится он с целью распространения идей мира и дружбы на планете через культуру. Поэтому и девизом Дня стала фраза «Я приду к тебе с тортом»

День Торта – праздник очень веселый и жизнеутверждающий. В этот день помимо развлекательных и культурных мероприятий, проходит и ряд благотворительных акций для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. А еще силами волонтеров данный праздник устраивается для маленьких пациентов различных клиник.

Этот яркий и сладкий праздник получает широкое освещение в СМИ, на форумах, в блогах и социальных сетях. Организаторы на официальном сайте праздника и в социальных сетях публикуют фото– и видеорепортажи о праздничных мероприятиях со всего мира и надеются, что Международный День Торта, цель которого – распространить идеи дружбы и мира, объединить людей и подарить хорошее настроение и положительные эмоции, станет доброй традицией для людей всего мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: