Критический возраст для адаптации

ЛЕКЦИЯ ОБ АДАПТАЦИИ

 

Что такое адаптация? Это процесс приспособления индивида к новой среде и условиям.

Что меняется в жизни ребенка с приходом в д/сад?

· отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;

· необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

· нужно взаимодействовать с другими детьми;

· уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);

· малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Адаптация у всех детей проходит по-разному. Существует 4 вида адаптации:

- Легкая (1-2 недели). У таких детей процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Такие дети: самостоятельные, коммуникабельные, уравновешенные и заинтересованные (играми, общением и т.д.). Чаще всего это дети, которые имеют положительный опыт общения со взрослыми и детьми, не входящими в узкий круг семьи.

Поведенческие признаки хорошей адаптации. Ребенок:

ü без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

ü при обращении глядит в глаза педагогам;

ü способен озвучить просьбу о помощи;

ü первым идёт на контакт с ровесниками;

ü способен занять себя на короткий промежуток времени;

ü с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

ü адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

ü рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

 

- Средняя (от 2-3 недель до 2-3 месяцев). Дети этой группы малоинициативны, менее самостоятельны, зависимы от взрослого в некоторых бытовых навыках, не достаточно развиты навыки игры и общения.

Поведенческие признаки такой адаптации. Ребенок:

ü с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

ü при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

ü общается со сверстниками и воспитателем;

ü придерживается озвученных правил и распорядка;

ü адекватно реагирует на замечания;

ü редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

 

- Тяжелая (от 1 мес. до полугода). Дети, попадающие в эту группу, несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляются, у них не сформированы игровые навыки.

Признаки тяжелой адаптации:

ü нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

ü слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

ü отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

ü нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

ü агрессивность либо замкнутость;

ü неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

 

- Дети, не сумевшие приспособиться к условиям детского сада. Домашние дети, которые не могут привыкнуть к условиям детского сада. У них наблюдаются все признаки дезадаптации (2-4% детей).

 

Факторы, усложняющие адаптацию ребенка к условиям детского сада:

1. Факторы, связанные с внутриутробным, натальным и постнатальным развитием (биологические): тяжелое течение беременности матери, травмирующие роды, частые заболевания в первые месяцы жизни, наличие хронических заболеваний и т.п.

2. Социальные факторы: ограничения контактов со сверстниками и взрослыми, тяжелые материально-бытовые условия жизни, существенные различия режима в доу и дома (или его отсутствие), конфликты в семье, воспитание по типу Кумир, гиперопека и т.д.

Критический возраст для адаптации.

Исходя из собственного опыта и наблюдений, как вы считаете, в каком возрасте ребенок лучше адаптируется к условиям детского сада?

У психологов нет однозначного ответа на этот вопрос. Кто-то считает оптимальным возраст 1год и 7 месяцев. Некоторые специалисты называют возраст 3-4 года. На самом деле, лучше всего о готовности ребенка к новым условиям жизни могут сказать только его родители.

Умения, облегчающие адаптацию ребенка к условиям ДОУ:

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).

2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильников, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.

3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.

4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.

5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.

6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: