Как уже упоминалось, статор синхронной машины, играет роль якоря.
Таким образом, трехфазная обмотка статора называется якорной обмоткой. Соответственно часть машины, несущая якорную обмотку, называется якорем.
Часть машины, несущая обмотку возбуждения называется — индуктором.
Синхронная машина может быть выполнена в основном и обращённом исполнении.
В основном исполнении статор является якорем, ротор — индуктором, в обращенном исполнении — наоборот, (рисунок 24.8). В синхронных машинах малой мощности (основного исполнения) для образования поля возбуждения часто используются постоянные магниты. Иногда синхронные машины небольшой мощности (2—5 кВт) изготовляются в обращенном исполнении с обмоткой возбуждения на статоре и с трехфазной обмоткой на роторе (рисунок 24.8, б).
Рисунок 24.8 – Возможные исполнения синхронной машины,
основное (а) и обращенное (б);
1 — магнитопровод якоря; 2 — якорная трехфазная обмотка;
3 — магнитопровод индуктора; 4 — обмотка возбуждения; 5 — токосъемное устройство
|
|
Оба исполнения в электромагнитном отношении равноценны, однако для крупных синхронных машин предпочтительнее основное исполнение (рис. 24.8, а), так как в этом случае с помощью скользящего контакта подводится мощность возбуждения, составляющая 0,3—2 % преобразуемой мощности, а не полная мощность, как в обращенном исполнении.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные элементы конструкции синхронной машины?
2. Как может быть исполнена синхронная машина по конструкции?
3. Какие виды роторов могут быть у синхронной машины? В чем их различие?
4. Какая часть конструкции СМ выполняет функции якоря?
[1] В более широком смысле синхронной называется двухобмоточная машина переменного тока, обе обмотки которой питаются от сетей с постоянными частотами , и .