Порядок характеристики гласного безударного звука

Лекция №1. Темы: Нормы ударения, фонетические/орфоэпические нормы.

Нормы ударения.

Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог): тво́рог и творо́г, сре́дства и средства́.

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Разноместность — это способность ударения падать на любой слог слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый — апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́во́ду, хожу́хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Сравните: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.

В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

· Закон аналогии. В данном случае бо́льшая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышле́ние ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии с вожде́ние и т. п. В таких словах, как гла́жение, ква́шение, кра́шение, упро́чение, обеспе́чение, сосредото́чение, наме́рение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную.Это надо запомнить!

· Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом про́вод с ударением на предпоследнем слоге. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

· Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните, прину́дите, пригу́бите и приструни́те, принуди́те, пригуби́те.

· Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.

· Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

· Профессиональное произношение: и́скра (у электриков), до́быча (у шахтёров), компа́с, крейсера́ (у моряков), мальчико́вый (у продавцов), прику́с, а́лкоголь, шпри́цы (у медиков), ли́сточки (у портных) и т. п.

У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь, конку́рс, насмо́рк, призра́к, деспо́т, симво́л, возду́х, жемчу́г, эпигра́ф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.

 

Фонетические нормы.

Классификация гласных звуков.

Транскрипция.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении.

При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда, при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда, при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма, при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма, при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма, при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на:

1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации, т.е. вытягивания или округления губ.

При этом гласные делятся на:

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных может быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков («Треугольник Щербы»).

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э   о
Нижний   а  

Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки, которые используются в транскрипции: [α], [и э], [ы э], [ъ], [ь].

[α] – используется в абсолютном начале слова (открытый слог) на месте звуков [о], [а]; в первом предударном слоге после твердого согласного на месте звуков[о], [а];

э] – используется в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте звуков [э], [а];

э] – используется в первом предударном слоге после твердого согласного на месте звука[э];

[α], [и э], [ы э] – это звуки первой ступени редукции.

[ъ] – используется во втором, третьем предударных слогах после твердого согласного на месте звуков [о], [а], [э]; в заударных слогах после твердого согласного на месте звуков [о], [а], [э].

 [ь] – используется во втором, третьем предударных слогах после мягкого согласного на месте звуков[а], [э]; в заударных слогах после мягкого согласного на месте звуков [а], [э].

[ъ], [ь] – это редуцированные, сверхкраткие звуки второй ступени редукции.

Также в безударном положении на месте звуком [и], [ы], [у] в транскрипции используются значки с галочкой над звуком, например [ŭ]. Это слаборедуцированные звуки.

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ыэ  
Средний э ъ о
Нижний   а α  
       

Также используется знак аккомодации у ударных звуком, он изображается в виде точки или точек, все зависит от того, окружают ли ударный гласный мягкие согласные, например, в слове «пять» ударный звук стоит между двумя мягкими согласными, поэтому транскрипция будет выглядеть следующим образом: [п' äт']. Следовательно если мягкий согласный только слева, то ставится над ударным точка слева, если согласный находится справа, то ставится точка у ударного звука справа. Исключение составляет звук [и], у него бывает только полня аккомодация и обозначается она особым образом в виде крышечки, точки не савятся.  

  Порядок характеристики гласного ударного звука

  1. Ударность.
  2. Ряд.
  3. Подъем.
  4. Лабиализованность/ нелабиализованность.

Лабиализованными (огубленными) являются звуки [о], [у], остальные гласные относятся к нелабиализованным (неогубленным).

Порядок характеристики гласного безударного звука

  1. Безударность.
  2. Редуцированный, слаборедуцированный; если ъ или ь - сверхкраткий
  3. 1 ил 2 ступень редукции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: