Лекция №1. Темы: Нормы ударения, фонетические/орфоэпические нормы.
Нормы ударения.
Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог): тво́рог и творо́г, сре́дства и средства́.
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность — это способность ударения падать на любой слог слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый — апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.
Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Сравните: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.
В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.
· Закон аналогии. В данном случае бо́льшая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышле́ние ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии с вожде́ние и т. п. В таких словах, как гла́жение, ква́шение, кра́шение, упро́чение, обеспе́чение, сосредото́чение, наме́рение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную.Это надо запомнить!
· Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом про́вод с ударением на предпоследнем слоге. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).
· Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните, прину́дите, пригу́бите и приструни́те, принуди́те, пригуби́те.
· Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.
· Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.
· Профессиональное произношение: и́скра (у электриков), до́быча (у шахтёров), компа́с, крейсера́ (у моряков), мальчико́вый (у продавцов), прику́с, а́лкоголь, шпри́цы (у медиков), ли́сточки (у портных) и т. п.
У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь, конку́рс, насмо́рк, призра́к, деспо́т, симво́л, возду́х, жемчу́г, эпигра́ф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.
Фонетические нормы.
Классификация гласных звуков.
Транскрипция.
Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:
1) по ряду (место образования);
2) по подъему (способ образования);
3) по наличию или отсутствию лабиализации.
При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении.
При этом гласные делятся на три группы:
1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];
2) гласные среднего ряда, при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];
3) гласные заднего ряда, при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].
При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:
1) гласные верхнего подъёма, при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];
2) гласные среднего подъёма, при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];
3) гласные нижнего подъёма, при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].
По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на:
1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];
2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];
3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].
Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации, т.е. вытягивания или округления губ.
При этом гласные делятся на:
1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];
2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].
Классификация гласных может быть представлена в таблицах.
Простейшая таблица артикуляции гласных звуков («Треугольник Щербы»).
Ряд Подъем | Передний | Средний | Задний |
Верхний | и | ы | у |
Средний | э | о | |
Нижний | а |
Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.
Есть так называемые редуцированные гласные звуки, которые используются в транскрипции: [α], [и э], [ы э], [ъ], [ь].
[α] – используется в абсолютном начале слова (открытый слог) на месте звуков [о], [а]; в первом предударном слоге после твердого согласного на месте звуков[о], [а];
[и э] – используется в первом предударном слоге после мягкого согласного на месте звуков [э], [а];
[ы э] – используется в первом предударном слоге после твердого согласного на месте звука[э];
[α], [и э], [ы э] – это звуки первой ступени редукции.
[ъ] – используется во втором, третьем предударных слогах после твердого согласного на месте звуков [о], [а], [э]; в заударных слогах после твердого согласного на месте звуков [о], [а], [э].
[ь] – используется во втором, третьем предударных слогах после мягкого согласного на месте звуков[а], [э]; в заударных слогах после мягкого согласного на месте звуков [а], [э].
[ъ], [ь] – это редуцированные, сверхкраткие звуки второй ступени редукции.
Также в безударном положении на месте звуком [и], [ы], [у] в транскрипции используются значки с галочкой над звуком, например [ŭ]. Это слаборедуцированные звуки.
Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.
Таблица артикуляции гласных звуков
Ряд Подъем | Передний | Средний | Задний |
Верхний | и | ы | у |
Верхне-средний | и э ь | ыэ | |
Средний | э | ъ | о |
Нижний | а α | ||
Также используется знак аккомодации у ударных звуком, он изображается в виде точки или точек, все зависит от того, окружают ли ударный гласный мягкие согласные, например, в слове «пять» ударный звук стоит между двумя мягкими согласными, поэтому транскрипция будет выглядеть следующим образом: [п' äт']. Следовательно если мягкий согласный только слева, то ставится над ударным точка слева, если согласный находится справа, то ставится точка у ударного звука справа. Исключение составляет звук [и], у него бывает только полня аккомодация и обозначается она особым образом в виде крышечки, точки не савятся.
Порядок характеристики гласного ударного звука
- Ударность.
- Ряд.
- Подъем.
- Лабиализованность/ нелабиализованность.
Лабиализованными (огубленными) являются звуки [о], [у], остальные гласные относятся к нелабиализованным (неогубленным).
Порядок характеристики гласного безударного звука
- Безударность.
- Редуцированный, слаборедуцированный; если ъ или ь - сверхкраткий
- 1 ил 2 ступень редукции.