В сестринском деле
Сферы обучения | Методы обучения | Виды занятий | Средства обучения | Способы обучения |
Познавательная | Словесный | Лекция | Учебно-наглядные | Формальное |
Эмоциональная | Наглядный | Проблемная лекция | Вербальное | |
Психомоторная | Практический | Беседа | Специальное оборудование | Неформальное |
Ролевая игра | Технические средства (ТСО) |
Принципы обучения пациентов и членов семьи
Обучение пациента и (или) его близких, только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и любой другой процесс сестринской деятельности, состоит из пяти этапов (см. схему).
Этапы процесса обучения
I этап – сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.
II этап – определение проблем пациента.
III этап – определение целей обучения, планирование содержания, методов, сфер, способов обучения.
IV этап – реализация плана обучения.
|
|
V этап – оценка результатов обучения.
Для достижения высоких результатов обучения медицинская сестра должна соблюдать условия эффективного обучения:
· наличие четко сформулированной цели обучения;
· убедительная мотивация к получению знаний пациентом;
· доброжелательное отношение к пациентам и их близким;
· создание ассоциативной связи между новой информацией и их прошлым опытом и знаниями;
· обязательная практическая отработка получаемых умений;
· использование правил эффективного общения;
· умение слушать;
· терпеливость и настойчивость;
· поощрение за успехи в обучении;
· учет состояния пациента во время обучения.
Кроме всего перечисленного, необходимо учитывать
факторы, способствующие эффективному обучению:
- желание и готовность пациента к обучению;
- способность к обучению;
- окружающая обстановка.