Задачи и сферы обучения в сестринском деле

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные, знать компоненты педагогических технологий и владеть элементами педагогического мастерства.

Потребность современного общества в качественной сестринской помощи подводит к необходимости обучения медицинских сестер знаниям педагогики для осуществления сестринской деятельности в вопросах охраны здоровья людей

Обучение – важная функция сестринского дела

Проводимая в Российской Федерации реформа сестринского дела в корне меняет роль среднего медицинского персонала в отечественном здравоохранении. Эта особая роль в настоящее время заключается в использовании современных сестринских технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и другим. Педагогические знания дают медицинским сестрам представления о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, в семьях, школах и т.д. Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников. Данная сестринская технология в настоящее время реализуется через работу «школ» сестринского обучения больных и их родственников в духе лучших традиций сестер милосердия. «Школы» обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

тяжелобольным»
В качестве примера можно привести организацию так называемых «Диабет – школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и истинное умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекций, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Основными задачами «школ» являются:

1. Развитие сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.

2. Внедрение современных сестринских технологий в практическое здравоохранение.

3. Внедрение элементов медицинского просвещения населения.

4. Предоставление медицинской, психологической и социальной помощи больным и их семьям.

5. Изменение стиля общения медицинской сестры и пациента.

6. Повышение престижа медицинской сестры.

7. Повышение роли пациента в решении проблем со здоровьем.

8. Повышение активности населения по формированию здорового образа жизни.

Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса, требующим от медсестры овладения новыми навыками. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медсестры. По определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическими, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении и личные расходы пациентов.

Согласно «Этическому кодексу медицинской сестры России», пациент имеет право на информацию, которую медицинская сестра предоставляет ему в процессе обучения.

Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента, обеспечивающая процесс передачи и усвоения знаний и формирование навыков у пациента.

Функции медицинской сестры как преподавателя состоят в следующем:

1. Выявление потребности в обучении у пациента или его близких.

2. Мотивация обучения.

3. Передача знаний пациенту.

4. Выработка умений у пациента.

5. Формирование устойчивых навыков у пациента.

Кроме вышеперечисленного, медицинская сестра в процессе обучения должна:

· соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;

· учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;

· проявлять сочувствие к пациенту;

· осознавать потребности пациента;

· учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;

· обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;

· помогать пациентам управлять своим образом жизни;

· оценивать процесс обучения и применять необходимую информацию.

Задачи и сферы обучения в сестринском деле

Задачами обучения являются:

· пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье

· помощь пациенту максимально адаптироваться к болезни.

Обучение может происходить как в одной из этих сфер, так и во всех трех:

1. познавательной

2. эмоциональной

3. психомоторной

Познавательная сфера: человек получает информацию, узнает, понимает новые факты; эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, о принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливания, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная сфера (или чувственная) – получив информацию, человек реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, занимается физкультурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Психомоторная сфера – человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполняет необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например: чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, подсчитывает пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.

Методами обучения являются:

1. Словесный – информация излагается в устной форме: рассказ, беседа, лекция, изложения и объяснения.

2. Наглядный (иллюстративный) – используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, предметы ухода, инструментарий и т.д.

3. Практический – проводится отработка практических манипуляций: измерение артериального давления, смена повязки, введение инсулина, применение карманного ингалятора.

Обучение может проводиться с использованием разнообразных видов учебных занятий. Рассмотрим некоторые из них:

1. Лекция – пациентам даются готовые знания, например, о симптомах заболевания, о способах предохранения от беременности.

2. Проблемная лекция – сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы.

3. Беседа – обучение проводится в форме вопрос-ответ.

4. Ролевые игры – пациент обучается практическим навыкам, умению вести себя в конкретной ситуации (оказание само- и взаимопомощи).

Важным компонентом обучения являются средства обучения – это то, с помощью чего ведется преподавание.

К ним относятся: учебно-наглядные пособия, вербальные средства, специальное оборудование и технические средства.

Таким образом, знания и использование разнообразных методов, форм и способов обучения позволяют медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.

Обучение пациента может проводится двумя способами: формальным и неформальным.

1. Формальное обучение пациента проводится в лечебно-профилактическом учреждении или в домашней обстановке. Медицинская сестра целенаправленно обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение артериального давления) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога.

2. Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, мимоходом беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может дать лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и его родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным. Поэтому медицинская сестра, прежде всего, должна определиться, как проводить обучение: индивидуально, малой группой (2-3 человека) или группой. Групповое обучение больных имеет ряд ощутимых преимуществ. Обучение в группе создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс, целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, разыгрывание ролей, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем.

При групповом обучении возможно передать знания и умения за определенное время сразу большему числу обучаемых, но групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего обучение проводить индивидуально или малой группой (из 2-3 человек).

Каждый раз, встречаясь с пациентом, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы, оказывать ему практическую помощь.

Всю данную информацию можно представить в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: