Данный метод, по мнению автора, «требует:
- самостоятельности в добывании и присвоении знаний (они при прохождении пути композитора, в процессе проживания "технологии" сочинительства не отчуждаются от ученика);
- способности к творчеству (когда ученик в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
- развития восприятия как способности к индивидуальному восприятию, слышанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки».
12.В музыкальной практике используется метод проблемного обучения.
Организация учебно-музыкального процесса на основе создания проблемных ситуаций. Задания должны основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся.
В качестве проблемных задач могут быть: вопросы, практические задания. Проблемная ситуация характеризуется как такое психическое состояние ученика, которое возникает в процессе выполнения задания и требует открытия новых знаний о предмете, способе им действии.
|
|
В процессе проблемного обучения усвоение материала происходит в ходе активной поисковой деятельности ученика, в процессе решения им комплекса познавательных задач.
Причиной возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового способа действия. Для ученика выход из ситуации - не только получение новых знаний, но и личностное развитие.
13.Метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В.Асафьева 1884-1940 Борис Владимирович Асафьев, русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист), за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех ее уровнях
Данный метод применяется по отношению к таким первоэлементам музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano, сопоставление различных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как широкая область ритмических, динамических, тембровых контрастов.
С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиально значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха, импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.
В музыкальном образовании метод сравнения выступает в самых различных модификациях:
1. Метод выявления сходства и различия, который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания малейших "строительных" элементов музыки вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов»;
|
|
2. Метод идентификации — отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других);
3. Метод перекодирования — представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и др.
Метод контраста и тождества. Позволяет развить навыки анализа конкретного произведения искусства через контрастное сопоставление с другими произведениями, для того, чтобы ярче и полнее оттенить содержательную и структурную сторону первого.
Сравнение через контраст подчеркивает наиболее существенные художественно-выразительные моменты данного произведения.
Сравнение через тождество предполагает большую тонкость в восприятии произведении искусства, больше внимания к его художественным особенностям.
Эти методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по-разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.
Метод сравнения может применяться не только по отношению к самим музыкальным произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам.
Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или неправильного владения исполнительскими навыками и т.д.
Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций в их взаимосвязи.
Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной выразительности и др.), педагог-музыкант, как правило, идет от наглядных методов (слуховая, зрительная и двигательная наглядность) к методам словесным, предполагающим описание явления в вербальной форме.
Методы слуховой наглядности (или наглядно-слухового показа)в слушательской деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какого-либо музыкального произведения (средств выразительности, исполнительских интерпретаций и др.), реализуются посредством музыкальных иллюстраций (собственное исполнение), грамзаписей, вокального показа, литературного чтения, чтение стихов, пересказа произведения.
Те же методы в исполнительской деятельности могут быть представлены следующим образом: показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др.
Двигательная наглядность реализуется посредством жестов, движения рук, мимических и пластических иллюстраций;
Зрительная наглядность - показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов, плакатов и др.
Практическое музицирование, исполнительская музыкальная деятельность учащихся основаны на различных интерпретациях практических методов, в частности метода упражнения: пение, импровизация и сочинение музыки, звуковысотное и пластическое моделирование, пластическая импровизация и др.
Словесные методы ( рассказ, лекция, беседа, диспут, драматизация, объяснение, разъяснение) при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое предназначение.
С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания.
|
|
Рассказ – живое, образное, эмоциональное повествование о художественном или музыкальном явлении, рассматриваемом на уроке. Рассказ должен быть коротким, ярким, образным, содержательным и обязательно соответствовать возрасту аудитории. Важно не только что говорит педагог, но и как он говорит.
Особая роль принадлежит методу беседы. Беседа является диалогической формой работы учителя с учениками. И обладает большими возможностями, поскольку помогает связать учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них знаниями.
Д.Б.Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы:
- рассказ-беседу
- беседу-диалог.
В беседе-рассказе учитель сам подводит учащихся к верным суждениям, выводам. В диалогической беседе ведущую роль играют сами ученики, а учитель, подобно режиссеру только направляет беседу и подводит учащихся к верным ответам.
В ходе эвристической беседы активизируется самостоятельность мышления учащихся и на поставленный вопрос учителя следует обычно несколько ответов ученика..
В ходе сократической беседы стимулируется способность мыслить неоднозначно, принимать различные точки зрения на обсуждаемое явление. В результате такого рода беседы часто не возникает однозначного вывода, что важно при обсуждении содержания и смысла произведения искусства.
Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество педагога-музыканта.
Различные классификации методов музыкального образования связаны с основными задачами музыкального образования:
а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке;
б) методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умения слушать и слышать музыку;
|
|
в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.
Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования сформировались и специальные — собственно музыкальные методы.
Это прежде всего методы, охватывающие разные виды музыкальной деятельности учащихся, связанные с умением учащихся понимать, оценивать и анализировать специфические средства музыкально-художественной выразительности (то есть связанные с практическими формами работы).
Особое место в ряду методов музыкального образования занимают арттерапевтические методы и приемы, направленные на регуляцию психологического состояния учащихся средствами музыки и специально созданных для этого упражнений.
Итак, под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.
Рекомендуемая литература:
1.Алиев Ю. Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования. – М., 2010.
2.Байбиков Г.В. Основы музыкально-педагогического общения. Учебное пособие. 3-е издание «Планета музыки», 2018.
3. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие,. 2014.
4.Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. ИД «Форум»-ИФРА-М.2019
5.Ильина Е.Р. Учебно- методическое пособие для студентов.Электронный ресурс высших учебных заведений. - М.: Академический Проект, 2020. - 415 с. (Gaudeamu) – ISBN
6.«Теория музыкального образования» автора Э. Б. Абдуллин. Простая регистрация на сайте.... © Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, 2013. ©
7.https://studbooks.net/1272644/pedagogika/metody_muzykalnogo_obrazovaniya
8.http://referatwork.ru/