Метод обобщения(Э.Б.Абдуллин)

Лекция: «Методы музыкального обучения, их классификация и использование в профессиональной деятельности педагога-музыканта».

1.Характеристика различных классификаций педагогических методов.

2.Общедидактические методы музыкального воспитания, обучения и развития.

3.Комплексный подход в использовании методов и приемов в музыкальном образовании.

 

 «Метод» -с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания и образования, методы и приемы можно определить как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры человека.

Методы музыкального обучения направлены нa то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.

 

Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения.  Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальной практике.

1.Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (технических средств обучения).

Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее ученикам явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке.

2.Словесный метод в музыкальном образовании. Его назначение: организовать внимание и деятельность учеников, углубить и дифференцировать восприятие музыки.  

Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Словесные методы побуждают обучающихся к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений к определенному жанру и стилю музыки и т.д.

3.Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре на  музыкальных инструментах.

 

В профессиональной деятельности педагог-музыкант использует такие важнейшие методы как:

 

1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу на новом уровне(Д.Б.Кабалевский).

В музыкальной педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива - с умением использовать и оценивать его в новых ситуациях.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произ­ведениями, формирующимися музыкальными умениями и навы­ками, опытом музыкально-творческой деятельности и т.д.

Следование этому методу способствует формированию в со­знании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и все более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.

 

Метод обобщения(Э.Б.Абдуллин).

Его суть состоит в том, что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий возможность привести к суммированию накопленных впечатлений.

Метод музыкального обобщения нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя ряд последовательных дей­ствий.

- Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт обучающихся, те знания о музыке и уме­ния, которые необходимы для последующего усвоения сущности изучаемой темы.

- Второе действие имеет целью познакомить учеников с новой для них темой, раскрывающей какую-либо закономерность музыкаль­ного искусства, его связи с другими видами искусства, с самой жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой музыкальный опыт, создание поисковой ситуации, активизирующей мышление учеников, их стремление прийти к само­стоятельным выводам и умозаключениям, имеющим отношение к новому знанию.

- Третье действие метода связано с закреплением представле­ний о новом знании в разных видах музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных зна­ний.

 

3. Метод эмоционального воздействия (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин). Преподаватель  создает ситуацию успеха (кинетические способности - мимика, пантомимика).

Метод эмоциональной драматургии на уроке   направлен на создание уро­ка, в котором имеет место определенное драматургическое решение:

-  вступление, где обозначается эмоциональная направленность всего урока;

-  построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности обучающихся, форм работы, музы­кальных произведений, исполняемых преподавателем и учеником;

- наличие эмоционально-эстетической кульминации урока, связанной со слушанием или исполнением самими учащимися яркого художественного произведения;

- заранее продуманное завершение урока произведением оп­ределенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.

Метод эмоциональной драматургии  допускает любые варианты, творчески создаваемые самим учителем музыки  в зави­симости от его музыкально-педагогической фантазии, професси­ональных возможностей, уровня музыкального и общего разви­тия учащихся, условий проведения занятий.

Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения заранее сконструированной драматур­гии урока, тем более что речь при этом идет в первую очередь о драматургии эмоциональной, а значит поддающейся изменению, кор­ректировке, тому или иному творческому по характеру наполнению содержания дисциплины.

4. Метод наведения, или поисковый. Метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский).

Входит в группу проблемных методов обучения, когда перед обучающимся  ставится какая-либо задача (проблема) и в зависимости от продуктивной самостоятельности на которую способен ученик, осуществляется педагогического руководство.

Ав­тор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важ­но, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседова­нии должны ощущаться три неразрывно связанных момента: пер­вый — четко сформулированная учителем задача;

второй — по­степенное совместно с учащимися решение этой задачи;

третий — окончательный вывод, который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», ко­торый приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности «встречи» в одном произведении жан­ровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых осо­бенностях того или иного композитора и т.п.).

 

5. Метод упражнения, который заключается не только в развитии исполнительской техники, но и упражнения в эмоциональной сфере.

Это демонстрация, показ, имеющий четкую педагогическую направленность, подсказывающий ученику, как ему дальше действовать на уроке и  самостоятельно.

6.Метод создания композиций(Л.В.Горюнова)

Направ­лен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слу­шание музыки, хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, игра в четыре руки с преподавателем, дви­жение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музы­кального произведения. Данный метод позволяет включить всех  обучающихся  в активную музыкальную деятельность и в то же вре­мя способствует наиболее полному изучению музыкального про­изведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: