Лекция: «Методы музыкального обучения, их классификация и использование в профессиональной деятельности педагога-музыканта».
1.Характеристика различных классификаций педагогических методов.
2.Общедидактические методы музыкального воспитания, обучения и развития.
3.Комплексный подход в использовании методов и приемов в музыкальном образовании.
«Метод» -с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания и образования, методы и приемы можно определить как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры человека.
Методы музыкального обучения направлены нa то, чтобы учащиеся заинтересовались, увлеклись музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.
Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальной практике.
1.Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (технических средств обучения).
Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих, произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»).
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее ученикам явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке.
2.Словесный метод в музыкальном образовании. Его назначение: организовать внимание и деятельность учеников, углубить и дифференцировать восприятие музыки.
Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Словесные методы побуждают обучающихся к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений к определенному жанру и стилю музыки и т.д.
3.Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре на музыкальных инструментах.
В профессиональной деятельности педагог-музыкант использует такие важнейшие методы как:
1. Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу на новом уровне(Д.Б.Кабалевский).
В музыкальной педагогике этот метод принято называть методом перспективы и ретроспективы. Перспектива связана с задачами предвидения, а ретроспектива - с умением использовать и оценивать его в новых ситуациях.
Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному направлен на установление самых разнообразных связей между темами программы, конкретными музыкальными произведениями, формирующимися музыкальными умениями и навыками, опытом музыкально-творческой деятельности и т.д.
Следование этому методу способствует формированию в сознании учащихся целостной картины музыкального искусства, последовательному и все более глубокому познанию той или иной темы, того или иного значительного произведения искусства, более эффективному усвоению умений и навыков и т.д.
Метод обобщения(Э.Б.Абдуллин).
Его суть состоит в том, что каждый новый вывод должен опираться на предварительный опыт, дающий возможность привести к суммированию накопленных впечатлений.
Метод музыкального обобщения нацелен на усвоение учащимися ключевых знаний, заключенных в тематизме программы и направленных на развитие музыкального мышления. Данный метод включает в себя ряд последовательных действий.
- Первое действие ставит задачу активизировать тот музыкальный жизненный опыт обучающихся, те знания о музыке и умения, которые необходимы для последующего усвоения сущности изучаемой темы.
- Второе действие имеет целью познакомить учеников с новой для них темой, раскрывающей какую-либо закономерность музыкального искусства, его связи с другими видами искусства, с самой жизнью. При этом важнейшее значение имеет опора на слуховой музыкальный опыт, создание поисковой ситуации, активизирующей мышление учеников, их стремление прийти к самостоятельным выводам и умозаключениям, имеющим отношение к новому знанию.
- Третье действие метода связано с закреплением представлений о новом знании в разных видах музыкальной деятельности учащихся, с развитием способности все более самостоятельно и углубленно познавать музыку на основе ранее усвоенных знаний.
3. Метод эмоционального воздействия (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин). Преподаватель создает ситуацию успеха (кинетические способности - мимика, пантомимика).
Метод эмоциональной драматургии на уроке направлен на создание урока, в котором имеет место определенное драматургическое решение:
- вступление, где обозначается эмоциональная направленность всего урока;
- построение композиции, органично сочетающей контрасты и сходство различных по характеру музыкальных произведений, видов музыкальной деятельности обучающихся, форм работы, музыкальных произведений, исполняемых преподавателем и учеником;
- наличие эмоционально-эстетической кульминации урока, связанной со слушанием или исполнением самими учащимися яркого художественного произведения;
- заранее продуманное завершение урока произведением определенного настроения и характера, логически завершающим общую музыкальную композицию занятия.
Метод эмоциональной драматургии допускает любые варианты, творчески создаваемые самим учителем музыки в зависимости от его музыкально-педагогической фантазии, профессиональных возможностей, уровня музыкального и общего развития учащихся, условий проведения занятий.
Более того, реальный ход проведения занятия может вызвать необходимость изменения заранее сконструированной драматургии урока, тем более что речь при этом идет в первую очередь о драматургии эмоциональной, а значит поддающейся изменению, корректировке, тому или иному творческому по характеру наполнению содержания дисциплины.
4. Метод наведения, или поисковый. Метод размышления о музыке (Д.Б.Кабалевский).
Входит в группу проблемных методов обучения, когда перед обучающимся ставится какая-либо задача (проблема) и в зависимости от продуктивной самостоятельности на которую способен ученик, осуществляется педагогического руководство.
Автор метода раскрывает его сущность следующим образом: «Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны ощущаться три неразрывно связанных момента: первый — четко сформулированная учителем задача;
второй — постепенное совместно с учащимися решение этой задачи;
третий — окончательный вывод, который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».
Характеризуя данный метод, Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин (например, о возможности «встречи» в одном произведении жанровых основ музыки, о соотношении в музыке выразительности и изобразительности, о разных гранях интонации, стилевых особенностях того или иного композитора и т.п.).
5. Метод упражнения, который заключается не только в развитии исполнительской техники, но и упражнения в эмоциональной сфере.
Это демонстрация, показ, имеющий четкую педагогическую направленность, подсказывающий ученику, как ему дальше действовать на уроке и самостоятельно.
6.Метод создания композиций(Л.В.Горюнова)
Направлен на сочетание разных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, игра в четыре руки с преподавателем, движение под музыку и др.) при исполнении одного и того же музыкального произведения. Данный метод позволяет включить всех обучающихся в активную музыкальную деятельность и в то же время способствует наиболее полному изучению музыкального произведения.