Соединения, полученные склеиванием

Под склеиваниемпонимают операцию неразъемного соединения деталей из металлов, пластмасс, стекла, керамики, фарфора, а также разнородных материалов между собой при помощи клеевых материалов. Клеи – это вещества или смеси веществ органической, элементоорганической, неорганической природы. В машиностроении различают клеи: на основе эпоксидных и фенольных смол, на полиуретановой основе и специальные клеи. В зависимости от отвердителя клеи бывают: холодного и горячего отверждения. На рисунке 18.4 показаны этапы технологического процесса соединения деталей рамы из древесных материалов склеиванием.

Технологический процесс склеивания включает: подготовку сопрягаемых поверхностей деталей под склеивание (зачистка, промывка и обезжиривание, дополнительные операции), нанесение клея, выдержка, склеивание с приложением усилия с нагревом или без, контрольные операции.

Преимущества процесса склеивания заключаются в: обеспечении герметичности и коррозионной стойкости деталей; снижении себестоимости изделий; неизменяемости структуры металла, как это бывает при сварке; равномерном распределении напряжений в клеевом шве по всей площади сечения; снижении массы конструкции из-за возможности применения более тонких металлических листов; хорошей работе на сдвиг и равномерный отрыв; стойкости к динамическим и переменным нагрузкам.

 

Рисунок 18.4 – Этапы технологического процесса склеивания деталей из древесины

 

Наиболее широкое промышленное применение находят в следующих областях:

Авиационная промышленность. Для склеивания алюминиевых сплавов между собой и с другими металлами, панелей из пенопласта и сотовых многослойных конструкций, топливных баков из полиэфирного стеклопластика, вулканизованных резин с металлами; для замены клепаных соединений.

Автомобильная промышленность. Для приклеивания усиливающих элементов к легким металлам с целью повышения их жесткости в случаях, когда сварка может привести к деформированию и нарушению окраски узла; для замены операции пайки при изготовлении кузовов; при сборке кузовов из стеклопластика для склеивания корпусов автомобильных аккумуляторных батарей.

 

Соединение с натягом – технологическая операция получения соединения, которое получается при вставлении одной детали (или части её) в отверстие другой детали при посадке с натягом. Натяг – это положительная разность диаметров вала и отверстия. Обычно соединяют детали с цилиндрическими или коническими поверхностями, также эти поверхности могут быть эллиптическими, призматическими и др. После сборки вал и отверстие благодаря упругим и пластическим деформациям принимают один размер. Соединение с натягом может осуществляться тремя способами: запрессовкой вала в отверстие без участия температурного фактора, нагревом охватывающей детали (отверстия), охлаждением вала. При запрессовке могут быть использовано ударное действие молотка или усилие, создаваемое прессом (винтовым, пневматическим или гидравлическим). На рисунке 18.5 показана схема запрессовки вала в отверстие с нагревом втулки.

 

Рисунок 18.5 – Схема запрессовки вала в отверстие с нагревом охватывающей детали

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: