Широко известно выражение Питера Хэгболдта: «Начинающий изучать ИЯ экономит время, когда учит ее без грамматики».
Понятие «грамматика» в методической литературе употребляется в трех значениях:
а) система правил
b) строй языка
c) грамматический навык
Исходным исторически было понимание грамматики как система правил. На этом принципе строилась известная грамматико-переводная методика. Роль правил в обучении ИЯ не отрицается и в современный период. Однако им придается не ведущее, а вспомогательное значение. При этом различают не только правила-обобщения, но и правила-инструкции (постановка специальных вопросов в английском языке).
Подход к грамматике как строю языка характерен для современного структурного направления в лингвистике и методике преподавания. В рамках этой концепции обычно выделяются такие понятия как структура, то есть отношения между компонентами языковых и речевых единиц; модель, то есть формализованное выражение компонентного и структурного состава единиц языка и речи; речевой образец, то есть интерпретация структуры и модели на конкретном языковом материале: слова, словосочетания, предложения, СФЕ, текста. Например:
|
|
Правило: Present Perfect образуется…
Модель: to have + Part. II
PO: I have read a book
Грамматический навык – высокоавтоматизированное действие, обеспечивающее нормальное употребление морфологических и синтаксических средств изучаемого языка в экспрессивной и рецептивной речи. Л.В.Щерба предложил делить навыки на два вида: активные и пассивные.
В средних учебных заведениях изучаются не все грамматические явления ИЯ, а специально отобранный грамматический минимум, который складывается из активного и пассивного грамматический минимум. Для выражения собственных мыслей на ИЯ ученик должен овладеть грамматическими структурами (ГС), которые входят вактивный грамматический минимум.
В пассивный грамматический минимум входят такие ГС, которыми ученики могут не пользоваться для выражения своих мыслей, но которые необходимы для восприятия и понимания речи.
Чтобы воспринимать и понимать мысли других людей, необходимо владеть как активным, так и пассивным грамматическим минимумом.
Грамматический минимум