II. Формирование грамматических навыков

Широко известно выражение Питера Хэгболдта: «Начинающий изучать ИЯ экономит время, когда учит ее без грамматики».

    Понятие «грамматика» в методической литературе употребляется в трех значениях:

а) система правил

b) строй языка

c) грамматический навык

    Исходным исторически было понимание грамматики как система правил. На этом принципе строилась известная грамматико-переводная методика. Роль правил в обучении ИЯ не отрицается и в современный период. Однако им придается не ведущее, а вспомогательное значение. При этом различают не только правила-обобщения, но и правила-инструкции (постановка специальных вопросов в английском языке).

    Подход к грамматике как строю языка характерен для современного структурного направления в лингвистике и методике преподавания. В рамках этой концепции обычно выделяются такие понятия как структура, то есть отношения между компонентами языковых и речевых единиц; модель, то есть формализованное выражение компонентного и структурного состава единиц языка и речи; речевой образец, то есть интерпретация структуры и модели на конкретном языковом материале: слова, словосочетания, предложения, СФЕ, текста. Например:

    Правило: Present Perfect образуется…

    Модель: to have + Part. II  

    PO:    I have read a book

    Грамматический навык – высокоавтоматизированное действие, обеспечивающее нормальное употребление морфологических и синтаксических средств изучаемого языка в экспрессивной и рецептивной речи. Л.В.Щерба предложил делить навыки на два вида: активные и пассивные.

    В средних учебных заведениях изучаются не все грамматические явления ИЯ, а специально отобранный грамматический минимум, который складывается из активного и пассивного грамматический минимум. Для выражения собственных мыслей на ИЯ ученик должен овладеть грамматическими структурами (ГС), которые входят вактивный грамматический минимум.

    В пассивный грамматический минимум входят такие ГС, которыми ученики могут не пользоваться для выражения своих мыслей, но которые необходимы для восприятия и понимания речи.

Чтобы воспринимать и понимать мысли других людей, необходимо владеть как активным, так и пассивным грамматическим минимумом.

Грамматический минимум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: