Если вы когда-нибудь смотрели сериал «Клуб», вы вряд ли обращали внимание на цветные пятна, мельтешащие за спинами героев во время их разговоров. Между тем эти пятна – отблески скрытой интенсивной жизни, юных надежд и разочарований. Это – массовка.
К 10 утра к Киноцентру на Красной Пресне, в здании которого проходят съемки, стекаются мальчики и девочки. Им всем – от 17 до 20, они старательно одеты и причесаны. Через раздвигающиеся двери Киноцентра они попадают в волшебный мир кино. Я – одна из них.
Кино для нас начинается с вешалки, почти как театр. Мы попадаем в раздевалку, она же костюмерная. Мы снимаем верхнюю одежду и предстаем пред строгие очи костюмера, суровой издерганной женщины. Она решает, годимся ли мы для съемок в нашей одежде или надо подобрать что-то более подходящее. Вообще существует строгий дресс-код для участников съемок – белое, черное и красное не надевать, камера как-то плохо реагирует на эти цвета. Но я не простой участник, у меня важная роль – официантки, поэтому я в белой рубашке и черной юбке. Мой наряд находят подходящим, и я двигаюсь дальше.
|
|
Следующий пункт – несколько диванов рядом со входом в клуб, место сбора и регистрации участников. Седая энергичная дама-бригадир беззлобно покрикивает на ребят, чтобы они не задерживали процесс и своевременно складывали паспорта в кучу на столе. Из паспортов она переписывает фамилии в толстую тетрадь – что-то вроде зарплатной ведомости. Большинство снимается тут почти каждый день, прогуливая учебу в институте, и давно знакомы и с этой дамой, и между собой. Они весело обсуждают свои новые наряды и отсутствие некоторых постоянных участников.
Все, кто когда-нибудь снимался в кино или сериалах, знают, что собственно сами съемки – когда кричат «Мотор!», актеры что-то изображают, а операторы это снимают – занимают примерно 10% съемочного дня, который длится 12−13 часов. Все остальное время съемочная группа выставляет свет, что-то там еще готовит, а актеры дремлют или беседуют.
В то утро я провожу время в разговорах с двумя своими коллегами. Женя – симпатичный, крепкий, черноглазый, Леша – хрупкий, модный и беззаветно влюбленный в самого себя. Леше 18, он учится в престижном институте на экономическом факультете, Жене 20, он не учится и не работает нигде, кроме как на съемках. Однажды он даже снялся в эпизоде.
В иерархии ролей, которые реально могут получить непрофессиональные актеры, эпизод – высшая ступень. За это платят аж 1500 рублей. Средний уровень, который не всегда выделяют отдельно, – групповка, когда в кадре всего несколько человек, за это платят 1000. Массовка – низшая ступень, оплата – 500 рублей за съемочный день. Это мы. Мы все мечтаем о большем. Между нами ходят легенды, что режиссер может заметить в массовке особенно талантливых и позвать сняться в эпизоде, а то и вообще дать роль в сериале. Именно поэтому мы здесь. Наша цель – слава и признание, а не жалкие 500 рублей. Ради этого мы приезжаем сюда, на встречу мечте. Мы тщательно одеваемся, причесываемся, делаем макияж. Мы стараемся поймать ускользающий взгляд режиссера. Мы ждем.
|
|
Настало время показать, на что мы способны. Нас зовут сниматься.
В помещении клуба, где проходят съемки, есть два уголка с диванами, где происходят все ключевые разговоры героев, и барная стойка. Остальное пространство – танцпол. Массовка нужна, чтобы его заполнить. Тут я понимаю, как мне повезло, что я официантка. Максимум, что от меня требуется в кадре – пройтись из одного конца танцпола в другой или побеседовать с барменом. Всем остальным надо танцевать. Безудержно и неистово, днем, без всякой поддержки в виде алкоголя или хотя бы еды. И все танцуют. Старательно и неустанно. Руководит этим процессом второй режиссер. У него усталые злые глаза. Целыми днями он должен кричать на этих малолеток, уговаривая их быть живыми, энергичными, сумасшедшими. Но часть из них всегда – добросовестные истуканы. Он кричит, просит, грозится выгнать самых пассивных, время от времени дергается в страшных конвульсиях, демонстрируя желаемый танец. Эти средства помогают. Все более энергично прыгают мальчики, все более эротично извиваются девочки. Лица потеют, глаза блестят, в них горит надежда на большое киношное будущее… Ведь они уже много дней здесь скачут и корчатся, такие старательные и фотогеничные, наверняка, режиссер их уже заметил, скоро, скоро, кому-то из них дадут роль… Но его взгляд холоден и равнодушен. Для него все они – просто толпа.
Во время долгих перерывов между танцами мы обсуждаем наше возможное (на самом деле совершенно нереальное) будущее. Мальчики рассказывают истории про то, как их самих, их друзей и знакомых пытались соблазнить режиссеры – приглашали домой, в ресторан, незаметно дотрагивались… Приходим к общему мнению, что среди людей творческих профессий «таких» (нетрадиционных) очень много.
Мечты о славе одурманивают нас, лишают сил и разума. Мы – легкая добыча для всех, кто причастен к волшебству. Режиссеры, помощники режиссеров, кастинг-директоры, их помощники, родственники и друзья – все они обладают властью над нами. И они это знают. И некоторые (не все, немногие) этим пользуются. Мы заглядываем им в глаза, мы слушаем их речи, мы идем туда, куда идут они… Впрочем, обычно все заканчивается хорошо. По крайней мере, все герои рассказов моих новых друзей сохранили честь и самоуважение.
Постепенно в разговорах мальчиков проступает еще одна тема, мечта, не связанная с блеском софитов. Ее квинтэссенция – рассказ Леши про знакомого его знакомого.
– Он подвозил, короче, девчонку, а она забыла у него в машине сумку. Там деньги, кредитки, документы – все. Ну он ей позвонил, договорились встретиться, все вернул. И они начали встречаться. А ее отец какой-то крутой, у нее свой бизнес. Короче, он теперь живет у нее, ничего не делает, валяется на диване целыми днями, телек смотрит… Денег до фига, делать ничего не надо…
Наступает мечтательная пауза. Мальчики молча грезят о счастье.
К нашему разговору подключаются двое тридцатилетних мужчин в костюмах. Они играют охранников клуба. Они практичны и приземлены. Им не понять наших грез. Их глаза не затуманены мечтами. Для них съемки – источник заработка. И здесь они поднаторели. Они знают все сайты, все телефоны, всех нужных людей – бригадиров.
Один из них с гордостью рассказывает, что только что выбил себе оплату за эпизод – 1500 рублей. Он должен был вывести главную героиню по имени Вася (золотоволосая Настя Задорожная) из зала. Зная тонкости, он убедительно доказал женщине-бригадиру, что у него был «контакт с актрисой», значит, это эпизод. Он оглядывает нас с чувством законного превосходства. Мы слушаем тихо и немного завидуем. Совсем чуть-чуть. Ведь деньги для нас – не главное.
|
|
Мы ходим на танцпол сниматься и снова возвращаемся на наши диваны для бесед. Мы смотрим на актеров, которые смотрят мимо нас. Мы ловим их слова и жесты. Мы находимся так близко к мечте. Некоторые – почти вплотную.
Черноглазому Жене в один из ближайших съемочных дней нужно будет танцевать с главной героиней сериала. Он сияет, взволнованно рассказывая нам об этом. Вокруг него повисает густое облако зависти.
– Потанцуем со Стасей…
О ней говорят с придыханием и одновременно слегка фамильярно, ведь она так близко, ведь мы почти коллеги.
Во время какого-то перерыва женщина-бригадир объявляет сбор фотографий с контактными данными. О, эти фотографии!.. У каждого, кто снимается в массовке, всегда с собой стопка собственных фотографий. На обороте – имя, рост, вес, возраст, а главное – телефон. Телефон, по которому когда-нибудь позвонит режиссер и предложит роль… Однажды я видела кусок картона, оформленный как открытка. В графе кому стояло – Бригадирам г. Москвы. Все пространство открытки было занято изображениями светловолосой девушки в разных нарядах и позах. Я видела эту девушку везде, где нужна была массовка. Она была измучена ожиданием счастья. У нее были безумные глаза, с которыми страшно было встретиться взглядом, так заметна была в них боль умирающей надежды… Но большинство из нас не такие. Мы весело щебечем, подписывая фотографии, мы верим в успех, мы полны энтузиазма.
Съемочный день подходит к концу. Снимают последнюю на сегодня сцену. По сюжету Вася-Стася приняла какие-то наркотики, и теперь танцует в наркотическом трансе на сцене. Мы сидим внизу и созерцаем явление совершенства. Женя нарушает молчание:
|
|
– Хорошо Стася танцует, да?
Я молча киваю. Мне эти слова кажутся бледными и не соответствующими ситуации, но других у меня нет.
И напоследок с нами случается самое интересное. Надо снять Стасины глюки, то, что ей видится в ее одурманенном состоянии. А видится ей всеобщее эротическое счастье. Как объясняет нам режиссер, теперь надо не просто танцевать, а танцевать как можно сексуальнее, обниматься и целоваться друг с другом. И кстати, так как это глюки, официантка тоже участвует во всеобщем экстазе. Мы слушаем и смущаемся. Правда, немного и недолго. Мы молодые и безбашенные, мы провели целый день вместе, в атмосфере ночного клуба, мы взбудоражены близостью мечты. Мы делаем все, что нужно. Мы сплетаемся в страстных объятиях, изгибаемся под электронные ритмы, имитируем любовь, чувствуем любовь, пульсирующую в динамиках, в наших телах… Сладкий дурман обволакивает нас, мы двигаемся в почти ритуальном экстазе, молодость и мечта заменяют для нас наркотики… Мы сливаемся в единый комок любви, страсти, желания, безумия…
А потом все заканчивается. С раскрасневшимися щеками, на слабых ногах мы разбредаемся по ночному городу. Мы прощаемся с нашей мечтой. Ненадолго. Впереди у нас – много дней съемок, надежд, разговоров, мечтаний. А разочарование придет еще не скоро.
«Русский репортер». 2010. 19 марта
Любовь Еремеева