Этапы работы по формированию умения ориентироваться относительно других объектов

 Виды вопросов и заданий: Что находится справа (спереди, сзади, слева) от предмета?  Где (с какой стороны) находится данный предмет относительно куклы? Возьми тот предмет, который находится слева от названного ребенка. Скажи, где находится данный предмет и принеси его. Игры: «Поручение», «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Путешествие», «Магазин». Предметы для этих игр расставляются вокруг какого либо объекта (или другого ребенка). В эти игры может играть вся группа детей одновременно.

Этапы работы по формированию умения ориентироваться относительно других объектов 4 этап (5 -6 лет).

Детей учат ориентироваться относительно предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (предметы неодушевленного типа, например, дом). При ориентировке в пространстве ребенок должен учитывать одно из условий: n предмет, относительно которого он ориентируется, ориентирован (расположен) в пространстве как и сам ребенок, n какая либо сторона предмета обозначается условным знаком

(например, правая сторона домика та, где окно). В этом случае предмет становится одушевленного типа и ребенок должен от него ориентироваться соответствующим образом.

Последовательность формирования ориентировки на листе бумаги

1. Знание плоскости листа. Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматривается лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).

Методика формирования умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах 1.Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели). 2Моделирование обстановки комнаты с использованием: игрушечной мебели; плоских изображений предметов; условных знаков; геометрических фигур

3.На схеме обозначить стрелками словесные направления движения.

 4. Пользуясь картой, найти клад. Игры для закрепления: «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме», «Найди предметы во дворе, нарисованные на плане», «Расставь по схеме игрушки на столе», «Помести игрушки по схеме на полках и в шкафу»

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения. Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Таким образом, формами организации детской деятельности по развитию пространственных представлений являются следующие: 1) мини ситуации, специально создаваемые педагогом, родителями с целью овладения детьми каким либо видом ориентировки;

 2) игровые упражнения на определение местоположений предметов и направлений: «Что впереди, что сзади» и др. Самостоятельное придумывание детьми подобных упражнений;

3) диктанты на развитие умения ориентироваться на плоскости; 4) дидактические игры;

5) игры на освоение наглядного моделирования с использованием плана, схемы («Найди спрятанную игрушку», «Кукла Катя купила мебель» и др.);

 6) игры с использованием самостоятельно придуманных и представленных детьми графически планов: «Поиск клада», «Путешествие» и др.;

7) игры и упражнения на освоение детьми правил дорожного движения «Мы пешеходы».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: