Структурный анализ отрасли

Основателем анализа отрасли является профессор гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, который утверждал, что суть конкуренции в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных сил (факторов), которые представлены на рисунке 6.

Эту модель М. Портер основывает на следующих положениях.

1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующей фирмы.

2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и, в этой связи, возможное воздействие на организацию пяти ключевых сил.

3. Методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, поможет ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.

   

Рис. 6. Модель пяти сил М. Портера
покупатели Зависимость от покупателей
Заменители Угроза замены товара или услуги
поставщики Зависимость От поставщиков
новые конкуренты Угроза от новых конкурентов
Отрасль Борьба с существующими конкурентами  за место на рынке
        

 

 

   

    Угроза проникновения на рынок (новые конкуренты)

    В целом проектировщик стратегии должен определить, какие препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов реально существуют и в какой степени возможно появление на рынке новых соперников.

   

    Власть покупателей и поставщиков

    Покупатель и поставщики конкурируют из-за влияния на величину прибыли

    Власть покупателей будет велика при следующих обстоятельствах:

· когда покупатели сконцентрированы;

· когда имеются альтернативные источники снабжения;

· когда стоимость сырья составляет значительную часть общей стоимости.

В этом случае покупатели будут более разборчивы в цене и окажут давление на поставщиков.

Власть поставщиков будет велика:

· когда поставщики сконцентрированы;

· когда стоимость замены одного поставщика другим велика;

· когда покупатели поставщиков не имеют для него большого значения.

Если выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.

Угроза заменителей

  Существование заменителя производимого фирмой товара ограничивает потенциальную прибыльность отрасли производства, устанавливая максимальную цену, но цена не может быть выше, чем у заменителя.

Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений:

· может производиться прямая замена, т.е. один товар прямо заменяет другой;

· возможна косвенная замена, т.е. один товар заменяется другим, который выполняет сходные функции.

Это может серьезно повлиять на деятельность организации, и чтобы избежать этой угрозы необходимо спланировать и провести специальные исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: