Основателем анализа отрасли является профессор гарвардской школы бизнеса Майкл Портер, который утверждал, что суть конкуренции в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных сил (факторов), которые представлены на рисунке 6.
Эту модель М. Портер основывает на следующих положениях.
1. Структурный анализ признает, что конкуренция в промышленности выходит за пределы непосредственно конкурирующей фирмы.
2. При проведении структурного анализа необходимо определить интенсивность конкуренции и, в этой связи, возможное воздействие на организацию пяти ключевых сил.
3. Методика структурного анализа позволяет компании разрабатывать эффективную стратегию, которая, в свою очередь, поможет ей занять прочную позицию при столкновении лицом к лицу с различными конкурентными силами.
|
|
|
|
|
|
Угроза проникновения на рынок (новые конкуренты)
В целом проектировщик стратегии должен определить, какие препятствия для проникновения на рынок новых конкурентов реально существуют и в какой степени возможно появление на рынке новых соперников.
Власть покупателей и поставщиков
Покупатель и поставщики конкурируют из-за влияния на величину прибыли
Власть покупателей будет велика при следующих обстоятельствах:
· когда покупатели сконцентрированы;
· когда имеются альтернативные источники снабжения;
· когда стоимость сырья составляет значительную часть общей стоимости.
В этом случае покупатели будут более разборчивы в цене и окажут давление на поставщиков.
Власть поставщиков будет велика:
· когда поставщики сконцентрированы;
· когда стоимость замены одного поставщика другим велика;
· когда покупатели поставщиков не имеют для него большого значения.
Если выполняется одно или более из этих условий, весьма вероятно, что поставщик не будет придавать особого значения стабильным и долгосрочным отношениям со своими покупателями.
Угроза заменителей
Существование заменителя производимого фирмой товара ограничивает потенциальную прибыльность отрасли производства, устанавливая максимальную цену, но цена не может быть выше, чем у заменителя.
Замена, таким образом, может происходить по целому ряду различных направлений:
· может производиться прямая замена, т.е. один товар прямо заменяет другой;
· возможна косвенная замена, т.е. один товар заменяется другим, который выполняет сходные функции.
Это может серьезно повлиять на деятельность организации, и чтобы избежать этой угрозы необходимо спланировать и провести специальные исследования.