Борьба обычно возникает в связи с тем, что конкуренты ощущают давление или же видят возможность улучшения своего положения в отрасли. Но, так или иначе, интенсивность конкурентной борьбы определяет в дальнейшем природу конкуренции в данной отрасли.
Интенсивность конкуренции зависит от таких факторов как:
· количество и размер фирм;
· специфика продукции;
· характеристика спроса и перспективы развития отрасли;
· затраты, связанные с переключением потребителей с одного поставщика на другого;
· барьеры входа в отрасль и т.д.
Барьеры входа в отрасль – это препятствия, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли.
Барьерами входа в отрасль могут быть:
- приверженность покупателей торговой марке;
- контроль над каналами сбыта;
- экономия на масштабе производства;
- переходные затраты (одноразовые, связанные со сменной поставщика);
- трудность доступа к производственному опыту;
- политика правительства, направленная на защиту отрасли через требование лицензирования, введение импортных пошлин, ограничение доступа к источникам сырья и т.д.
|
|
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГРУПП КОНКУРЕНТОВ
Анализ конкурентов проводится для определения границ стратегического продвижения конкурентов и оценки возможной реакции, а также стратегического потенциала конкурентов.
При анализе конкурентов важны следующие факторы:
- выявление сильных и слабых сторон, исходящих от них угроз;
- прогноз будущих стратегий и решений конкурентов;
- предсказание реакции конкурентов на стратегию и действия фирмы;
- определение влияния конкурентов на преимущества фирмы.
Так как всех конкурентов очень сложно выявить М.Портер предложил такое понятие как стратегические группы конкурентов.
Стратегические группы конкурентов – это множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга. Установить стратегическую группу – это значит определить класс, к которому данный конкурент относится и который имеет ряд классификационных признаков таких как: размер предприятия, дифференциация товаров, специализированная рабочая сила, уникальные технологии, наличие параметров и т.д. Например, на рынке финансовых услуг можно выделить такие группы:
· местные банки;
· филиалы крупных иногородних банков;
· небанковские учреждения.
Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлением, что и собственная деятельность предприятия. Источники информации м.б. самые разные:
· статистические данные
· прайс-листы
· средства массовой информации
· каталоги, проспекты, выставочные экземпляры, другие рекламные материалы
· годовые отчеты фирм, мнения экспертов и покупателей, вплоть до промышленного шпионажа.