double arrow

История создания оперы


М.П.Мусоргский,

Опера «БОРИС ГОДУНОВ» (1 часть)

Не считая опер П.И.Чайковского, «Борис Годунов» - самая известная русская опера, неоднократно ставившаяся на крупнейших оперных сценах мира.

Опера «Борис Годунов», а также следующая за ней «Хованщина» - это оперы по реальным историческим событиями, происходившим в России в 16-17 веках. Это своего рода «музыкальные летописи» истории России. Если события в опере «Борис Годунов» относятся к рубежу 16-17 веков (1598-1605 годы), то «Хованщина» является «продолжением» истории - время действия оперы 1682 год. 

К обеим операм Мусоргский сам написал либретто (т.е. словесный текст произведения).

Для создания либретто оперы «Борис Годунов» Мусоргский использовал исторические документы, а также:

· текст исторической драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов», созданный им в 1825 году;

· материалы «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

Тема оперы — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605 год, начало «Смутного времени» в истории Российского государства.

***Смутное время, или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.




Несмотря на то, что и А.С.Пушкин, и М.П.Мусоргский в своих произведениях представили Бориса Годунова детоубийцей, прямых исторических свидетельств того, что царевич Димитрий был убит по его приказу, нет.

Младший сын Ивана Грозного страдал эпилепсией и, согласно показаниям очевидцев и официального следствия, умер от несчастного случая во время игры с острым предметом.

Версию о заказном убийстве поддерживала мать царевича Марья Нагая. Вероятно, из мести Годунову она признала сына в Лжедмитрии I, хотя позже и отреклась от своих слов.

Интересно, что следствием по делу Димитрия руководил Василий Шуйский, который позже, став царем, изменил свою точку зрения, однозначно утверждая, что мальчик был убит по поручению Бориса Годунова. Этого мнения придерживается и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского».

История создания оперы

Мысль о создании оперы подал Мусоргскому известный историк и литератор-пушкинист В. Никольский, предложивший взять за основу оперы одноименную драму А.С.Пушкина, с потрясающей силой раскрывшего события начала XVII столетия, периода так называемого смутного времени, когда за русский престол шла борьба между боярами и Ватиканом, стремившимся путем интриг закрепить власть над Россией через своего ставленника Лжедмитрия — беглого монастырского послушника Григория.

По свидетельству В. В. Стасова, этот сюжет в такой степени поразил Мусоргского, «до того захватил всего его, что он уже ни о чем другом не мог думать и все другое оставил».



Однако Мусоргский, сам создавая либретто своей оперы, лишь в немногих местах следовал за текстом драмы Пушкина. Это объясняется во многом различием требований, которые предъявляются к произведениям для драматической сцены и для оперной.

В отличие от произведения А. С. Пушкина в опере М. П. Мусоргского отсутствует конфликт царя с боярством (выведен лишь образ Василия Шуйского). Композитор сосредоточивает внимание на существовавших противоречиях между царем и народом, показывает, что народ — огромная, самостоятельно действующая сила, имеющая свое отношение к происходящим па Руси трагическим событиям, к борьбе за русский престол.

Таким образом, в оперном прочтении Мусоргским пушкинской драмы основной упор делается, с одной стороны, на раскрытие трагедии человека, добившегося высшей власти ценой убийства, а с другой — на показ неприятия народными массами этой незаконной власти.

В результате Мусоргский создал 2 редакции (версии) оперы. Почему?

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1869 года.

Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли.

После отказа Мусоргский создал 2-ю редакцию оперы: внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами.



Однако вторая редакция (1872) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась в феврале 1874 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Мнения об опере резко разошлись: несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара. Поэтому впоследствии Римский-Корсаков создал свои редакции оперы (чтобы «пригладить» неудачные, по его мнению, места музыкальном материале оперы).

Драматургия оперы

Сюжет оперы многоплановый:

· личная драма царя Бориса;

· линия зарождения идеи самозванства Григория и осуществления этой идеи;

· причины недовольства народных масс, приведшие к бунту под Кромами;

· любовная интрига Марины Мнишек и Лжедмитрия;  

· интриги папского посланника Рангони;

· объективное освещение событий через образ Юродивого.

В опере одновременно развиваются два основных конфликта:

1) социальный конфликт: Народ и власть в лице Царя Бориса. Между ними непреодолимая вражда. Это выливается в народный бунт. Когда появляется Самозванец, Народ его поддерживает и идёт против Царя.

 

2) психологический конфликт – в душе Бориса Годунова: муки совести человека, из жажды власти убившего человека.

Основные события оперы:

Событие 1 «Избрание царя»: экспозиция образов Народа и Царя. Пролог (1 и 2 картины).
Событие 2 «Рассказ Пимена»: Пимен рассказывает Гришке Отрепьеву об убийстве Царевича 1 действие (1 картина)
Событие 3 «В корчме на литовской границе. Побег»: Гришка Отрепьев сбегает. 1 действие (2 картина)
Событие 4 «Семья Бориса»: положительная сторона образа Бориса-семьянина 2 действие
Событие 5 «Муки совести»: это кульминационная сцена в развитии образа Бориса. 2 действие
Событие 6 «В поход на Москву»: события в Польше (Лжедмитрий и Поляки, Лжедмитрий и Марина Мнишек) 3 действие («польское»),  1 и 2 картины
Событие 7 «У Собора Василия Блаженного»: Борис и голодающий Народ, сцена с Юродивым 4 действие (1 картина)
Событие 8 «Смерть Бориса»: развязка в развитии образа Бориса. 4 действие  (2 картина)
Событие 9 «Под Кромами»: кульминация в развитии образа народа 4 действие (3 картина)

 







Сейчас читают про: