Факторный анализ основных показателей рентабельности предприятия

 

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Метод возник и первоначально разрабатывался в задачах психологии и антропологии (рубеж 19 и 20 вв.), но сейчас область его приложения значительно шире. Процедура оценивания состоит из двух этапов: оценки факторной структуры - числа факторов, необходимого для объяснения корреляционной связи между величинами, и факторной нагрузки, а затем оценки самих факторов по результатам наблюдения. Факторный анализ показателей рентабельности проводится с целью установления процентного соотношения влияний различных факторов на рентабельность предприятия.

Факторный анализ показателей рентабельности основывается на следующем соотношении(1):

= (прибыль от реализации / себестоимость) * 100%.= ((цена - себестоимость) / себестоимость) * 100%. (1)

 

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции (2):

= (Цi - Сi) / Сi = Цi / Ci - 1 (2)

 

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Далее необходимо установить, за счет, каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид(3):

п = Пп / В (3)

 

где Rп - рентабельность продаж; Пп - прибыль с продаж.

Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А.Д. Шереметом [5] (4):

 

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 - S/N) / (F/N + E/N) = [1 - (U/N + M/N + A/N) / (F/N + E/N) (4),

 

где P - прибыль балансовая; F - средняя стоимость основных фондов; E - средние остатки материальных оборотных средств; N - выручка от реализации продукции; P/N - рентабельность продаж; F/N+E/N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости); S/N - затраты на рубль продукции; U/N, M/N, A/N - зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции. Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, насколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

Таким образом, рентабельность - это важный показатель деятельности предприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийся разного рода анализу. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Анализ рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность. На основе анализа рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность.



Предпосылки успешной работы предприятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: