Доходность организации характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - сумма прибыли (доходов). Относительный показатель - уровень рентабельности. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Термин рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный) ведет свое происхождение от «рент», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.
Рентабельность предприятия - это показатель того, насколько эффективно используются основные средства предприятия и производственные ресурсы.
При расчете рентабельности используются разные показатели прибыли. Это даёт возможность выявить экономическую эффективность работы предприятия и оценить другие стороны деятельности этого предприятия. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Министерство торговли каждый год опубликовывает данные о средних показателях рентабельности продаж в каждой отрасли и по крупным торговым фирмам и компаниям. На основе данного показателя, свидетельствующего о степени прочности ее финансового состояния, определяется положение фирмы на внутреннем рынке. Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на составляющие ее показателя - это оборачиваемость капитала и рентабельность продаж.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
Общая рентабельность предприятия (Ро) - это отношение прибыли к средней стоимости оборотных и основных средств, и исчисляется по формуле (1):
Ро =Пб /Ф*100% (1)
где Пб - общая сумма балансовой прибыли, Ф - среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.
Рентабельность продукции - это соотношение между прибылью от продажи продукции и её себестоимостью (полным издержкам) и определяется по формуле (2):
Рп= (Пед/С)*100% (2)
где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.; С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность продукции определяется и по всей продукции, и по некоторым ее видам. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен, чем затрат. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
Рентабельность оборота - отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками, и исчисляется по формуле(3):
Ро=(Пп/В)*100% (3)
где Пп - прибыль до начисления процентов, руб.; В-выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле(4):
Рпр = (Пп/(ОПФ+НОС))*100% (4)
где Пп - прибыль предприятия, руб.; ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле(5):
Рп = (Пк.в/КВ)*100% (5)
где Пк.в-годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений; KB - капитальные вложения, руб.
Рентабельность инвестированного капитала (Рик) определяется по формуле(6):
Ри.к=(Пп/ИК)*100% (6)
где Пп - прибыль предприятия, руб.; ИК - средний инвестированный капитал, руб.
Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле(7):
Рс.к= (Пч/СК)*100% (7)
где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб. Коэффициент рентабельности собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень доходности собственного капитала, вложенного в данное предприятие, поэтому наибольший интерес представляет для существующих и потенциальных владельцев, и акционеров, и является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности предприятия, так как его уровень показывает верхнюю границу дивидендных выплат.
Рентабельность основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле(8):
Ро.ф= (Пп/ОФ)*100% (8)
где Пп - прибыль предприятия, руб.; ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
Рентабельность заемных средств (Рз.с) определяется по формуле(9):
Рз.с= (Пз.с/ЗС)*100% (9)
где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.; ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность активов еще называют рентабельностью имущества (Ра) определяется по формуле (10):
Ра= (Пч/СА)*100% (10)
где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; СА - средняя величина активов, руб.
Рентабельность активов показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. В целом этот важный показатель включает в себя показатели рентабельности основных производственных фондов и оборотных активов. Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о снижении уровня спроса на продукцию предприятия и о перенакоплении активов.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле(11):
Рс.в.к= ((Рз.с+Пч)/ИК)*100% (11)
где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.; ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле (12):
Ри= (Пп/(В-КО))*100% (12)
где Пп - прибыль предприятия, руб.; В-величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.; КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб. С его помощью определяется эффективность использования тех средств, которые направляются на развитие данного предприятия.
Рентабельность товарной продукции (Ртп) определяется по формуле(13):
Рт.п= (Пп / Ст.п)*100% (13)
где Пп - прибыль предприятия, руб.; Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.
Одним из важных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Чтобы рассчитать этот показатель, необходимо прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100%, делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг). С его помощью определяется, какой удельный вес составляет прибыль в составе всей выручки от реализации продукции предприятия. Этот показатель еще называют нормой рентабельности. При его рассмотрении видно, что когда рентабельность продаж начинает снижаться, то такой фактор свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке, следовательно, спрос на продукцию сокращается. Чтобы увеличить уровень доходности продаж, нужно ориентироваться на изменение рыночной конъюнктуры, отслеживать изменение цен на продукцию, постоянно контролировать уровень производственных затрат, затраты на реализацию продукции и осуществлять гибкую политику в области ассортимента выпуска и реализации продукции.