Признаки педагогического артистизма

 

Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1) [1].

 

Таблица 1

Системные компоненты профессиональной культуры педагога Признаки педагогического артистизма
Мировоззренческая культура культура педагога, непосредственность и свобода, внутренняя «настройка» на творчество, мотивационно-ценностное отношение к образованию
Нравственная культура эстетический компонент страхует от манипулятивного подхода к детям; гармония внешних и внутренних проявлений учителя стимулирует у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувство прекрасного, активизирует их оптимистическое мироощущение, педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием помогают проявить умения этической защиты в момент грубости с внешней стороны общения
Культура педагогического мышления способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решение сразу и органично воплощать его в общении, регулирует самочувствие педагога, его настрой на творчество, вдохновляет, окрыляет, дает новые силы
Деятельностный компонент игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока, артистизм учителя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности
Культура общения фасцинация, т.е. завораживание (особый взгляд, голос, ритм речи, ум (высоко импровизационный, обостренно ситуативный) и т.д.), умелое использование кинетических средств, телесной экспрессии, пластики поведения, соблюдение проксемических закономерностей, бережное отношение к личностному пространству каждого ребенка
Культура речи красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом, умение убеждать, логическое построение речи, владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией, экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи, использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности, перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность
Культура внешнего вида артистизм предполагает наличие у учителя так называемой «визуальности», внешней привлекательности, установление коммуникационных связей упрощается, если у учителя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны, ученик попадает к учителю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием, обаяние  это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничанья и жеманства

 

Уровни сформированности педагогического артистизма

 

Вслед за И.Ф. Исаевым [14, с. 77] выделим четыре уровня сформированности педагогического артистизма.

Адаптивный уровеньпедагогического артистизма характеризуется наличием физиологических и психологических задатков. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Преподаватели, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического творческого самобытного артистизма, фасцинация осуществляется по необходимости, либо вообще отвергается.

Репродуктивный уровеньпредполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль педагогического артистизма, внутренняя «настройка» на творчество нестабильна, ограничивается воспроизводящей деятельностью. При данном уровне развития педагогического артистизма успешно решаются задачи педагогического общения. Педагог осознает необходимость повышения уровня педагогического артистизма.

Эвристический уровеньпроявления педагогического артистизма характеризуется хорошо развитыми наблюдательностью и воображением, творческой самобытностью, оригинальностью мысли, выразительностью и заразительностью, умением «собираться» в нужный момент, организовывать свою волю и психику, способностью к перевоплощению, обаянием и убедительностью. На данном уровне педагогический артистизм проявляется в способности воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове.

Креативный уровеньхарактеризуется высокой степенью результативности педагогического артистизма, мобильностью психолого-педагогических знаний, духовностью содержания профессионально-педагогической деятельности, уверенности в себе, дипломатии в отношениях с людьми, стремления к сотрудничеству, отзывчивости, эмпатии, эмоциональной реактивности, адаптивности, открытости (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).

Овладение профессией учителя предполагает формирование, воспитание и развитие эмоциональности, интуиции, эмпатии, воображения, наблюдательности, способности к импровизации и других свойств и качеств, лежащих в основе педагогического артистизма, как одной их характеристик профессиональной культуры педагога.

 



Артистизм и стильность учителя. Компоненты артистизма

 

Эрудиция, обаяние

 

А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, - будь то математика или биология, история или география - преподавались как искусство.

Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: «Нужен ли учителю артистизм?», отвечают: «Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться». [15]

Артист в широком смысле слова - это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.

У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Школьно-классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это - реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве учителя, его артистизме.

Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?

Учитель - открыватель мира для детей. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Учитель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.

Эрудиция учителю нужна до чрезвычайности. Учитель артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.

Учителю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.

Есть такие учителя, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем учеников, чем людей вообще. Как бы отъединенность от учеников, обходительная недоступность, держание учеников на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому учителю не хватает обаяния. [18]

В чем же великая тайна обаяния?

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в плену своих собеседников, обладал какой-то магической силой. Имя этой силы - обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный - это значит очаровательный, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Необходим синтез обаяния и духовности.

В обаянии проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность. Именно внутренние достоинства способны облагородить внешние качества человека, придать притягательность даже некрасивой внешности.

Основа значительного обаяния - искренность. Отсюда - доверие ученика. В речи не должно быть ни лжи, ни фальши. Учителю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним. Жить на уроке мужественно и честно. К примеру, входить в класс нужно так, как идет данному учителю. Искусственная наигранность смешит учеников. Нужна не игра страсти, а сдержанное внутреннее сопереживание сути события. Обаятельный учитель - это человек духа, он весь живет учениками.

Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: учитель знает, чего он хочет от учеников сегодня, завтра и в будущем. Ученик попадает к учителю под хорошую власть: он не подчиняется учителю, а становится самим собой под его влиянием, то есть личностью. [13]

Самобытность

Учитель - артист самобытен. У него яркая определенность в своем «я». У такого учителя всегда есть находки - психологические, педагогические, методические и другие. Он включает их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: