Методы театральной педагогики

 

На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.: [12, c. 51]

Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название «НИИ художественного воспитания АПН СССР», А.П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа «Социоигровая педагогика». Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.

В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока» для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.

Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера.

Поэтому мы представляем один из аспектов новой образовательной парадигмы в виде идеала профессиональной культуры учителя, который осмыслен как единораздельная целостность, гармонично сочетающая четыре образа: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования. А профессиональное развитие учителя происходит в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе, через развитие его творческого потенциала на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия и формирования навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока на основе принципов театральной педагогики (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы).: [16, c. 26]

Любому учителю необходимо уметь:

продуктивно строить взаимоотношения с партнером, чувствовать интерес партнера, входить в поле интереса партнера, уметь «встроить» свои идеи в диалоговое пространство;

ассоциативно мыслить для того, чтобы находить общие смысловые поля в интегративном пространстве различных предметных областей;

обладать внутренним видением и предвидением; уметь моделировать в воображение предполагаемый результат.

Следовательно возникает вопрос: «Должен ли учитель быть артистом?». Несомненно, ведь лучшие учителя всегда обладали артистическими способностями. «Он прекрасный учитель, настоящий артист!», - нередко можно услышать про талантливого учителя, да и саму педагогику нередко называют театром одного актера.

Каков же арсенал средств общения, которые может использовать с этой целью учитель?

. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.

. Кинетическое средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.

. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.

Все эти средства играют в общении очень существенную роль. Они могут:

выразить то же, что и речь;

предвосхитить то, что будет сказано;

выразить значение, противоположное тому, что содержится в высказывании;

акцентировать сказанное;

заполнить молчание и объяснить его, либо сделать его значимым;

заменить слово или фразу;

привлечь и удержать внимание аудитории.

Что дадут учителю эти средства? Во-первых, благодаря эмоциональной регуляции деятельности можно более экономно использовать время. Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность. В-третьих, можно стимулировать активность учащихся благодаря созданию доверительного климата общения. В-четвертых, можно способствовать активизации мнемических процессов. В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта, если этими средствами овладеть!

Общение не только природный дар, но и технология: приемы установления эмоционального контакта, умение видеть, чувствовать, воспринимать, понимать речевого партнера, знание законов социального и эмоционального взаимодействия людей, знание психологии и приемов установления личностного контакта, владение творческой органикой, определяющей успешность речевого и неречевого общения - все это требует серьезного системного обучения.: [11, c. 15]

К сожалению, почти все это остается за пределами официальной подготовки будущих учителей, однако А.Б. Вэскер был создан специальный курс актерско-педагогического мастерства учителя, носящий энциклопедический характер и выполняющий задачу теоретического осмысления психофизиологических механизмов воздействия всех компонентов артистического мастерства учителя и практического выполнения тренинговых упражнений, решающих две основные задачи: 1. Совершенствование пластичности нервной системы, позволяющее осознанно воспроизводить работу механизма восприятия и механизмов переключения; 2. Совершенствование, придание гибкости и яркости психофизическому аппарату учителя, раскрытие всех его природных возможностей, их планомерная обработка, расширение «коэффициента полезного действия» всех нужных из имеющихся возможностей, создание недостающих, заглушение и ликвидация ненужных.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: