Культурно-историческая модель

Данная модель была заложена Л.С.Выготским и основана на его идеях о психической патологии как дефиците или распаде средств самоорганизации психики (см. т. 1, гл. 6.1). Эти средства человек усваивает при освоении культурного опыта в процессе психического развития. В случае их дефицита или утраты, воз­можности адаптации снижаются и возникают различные психи­ческие отклонения.

При шизофрении, согласно Л. С. Выготскому, речь идет о раз­рушении системы понятийного мышления — основы культурно­го опыта, который каждый человек усваивает (интериоризирует). В своих исследованиях понятийного мышления при шизофрении он пришел к выводу о распаде понятий и нарушении способности их вырабатывать при данном заболевании (Выготский Л. С. — 1933). Не обсуждая этиологию этого нарушения, он выдвинул гипотезу о компенсаторном характере специфических искажений мышления при шизофрении как попытке противостоять «круше­нию» структуры понятийного мышления, основанного на куль­турных нормах и опыте человечества, путем создания собственных оснований для обобщения, отличных от социально нормирован­ных.

Позднее идея Б. В.Зейграник о ведущей роли мотивации в на­рушениях мышления при шизофрении способствовала развитию этой гипотезы в аспекте связи нарушений аффекта и интеллекта, роль которой для понимания мыслительных процессов отмечал Л.С.Выготский (1960). Так, М.М.Коченов и В.В.Николаева (1978), Е.Т.Соколова (1976) в своих экспериментах показали,

67


что у больных шизофренией нарушена экспертная смыслообра-зующая мотивация. К выводу о мотивационной обусловленности нарушений мышления при шизофрении в виде дефицитарно-сти социальной направленности позднее пришли и другие из­вестные отечественные исследователи шизофрении (Критская Е.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. — 1991). Согласно данным В. П. Критской, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Полякова и других сотрудни­ков лаборатории патопсихологии Научного центра психического здоровья РАМН, а также модели, развиваемой Б. В. Зейгарник и А.Б.Холмогоровой (Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. — 1986; Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е.С. — 1989; Хол­могорова А. Б. — 1983, а), у больных шизофренией нарушается способность к опоре на выработанный в культуре опыт вследствие искажения мотивационной, коммуникативной направленности мышления и способности учитывать интерактивный контекст мыслительной деятельности: позицию другого человека, особен­ности мышления и доступную ему информацию. Было также показано, что у больных шизофренией снижается способность к сознательной, рефлексивной регуляции собственного процесса мышления (Холмогорова А. Б. — 1983, б).

В настоящее время в западной литературе разрабатываются сходные идеи в рамках концепции нарушения процесса ментали-зации при шизофрении, которые были рассмотрены выше в рамках когнитивно-бихевиоральных моделей. Дискуссионной остается природа дефицитарной способности к реконструкции психических процессов другого человека или коммуникативной направленности мышления. Наряду с представлениями о био­логической природе, которые в западной науке выражаются, в частности, в концепции «социального мозга», существуют пред­ставления о более сложной биопсихосоциальной природе этих нарушений, связанной с ранним травматическим опытом и осо­бенностями коммуникации в семье (см. подробнее подразд. 2.3.3 и 2.3.4).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: