Краткосрочные проекты

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т.п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе.

Результаты исследовательской работы подростков могут стать основой для долгосрочных проектов.

Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т.п.). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы.

Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность, источники получения информации и методы ее обработки (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция).

Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность.

Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т.д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Так, основная цель круглого стола, дискуссионного клуба заключается в формировании четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных аспектов наркотизма. Это предполагает совместное обсуждение вопросов и проблем, которые могут иметь неоднозначную оценку. Данная форма мо жет быть использована при работе с подростками л старшими школьниками.

Для того чтобы определить актуальный для обсуждения материал, педагог может воспользоваться помощью экспертов инициативной группы, которая будет помогать ему готовить обсуждение.

Схема подготовки круглого стола может выглядеть следующим образом. Прежде всего формулируются тема и вопросы, которые предлагаются для обсуждения. Они вывешиваются на стенде за несколько дней до проведения круглого стола так, чтобы все участники были осведомлены о его тематике. Между членами инициативной группы могут быть заранее распределены роли. Несколько человек представляют пресс-клуб - их задача фиксировать все высказывания и затем подготовить пресс-лист по итогам обсуждения. На круглом столе могут присутствовать адвокат и прокурор, знакомящие аудиторию с фактами «за» и «против» тех или иных аспектов наркотизма. В ходе обсуждения может использоваться материал, полученный социологами в ходе опроса. Социологи могут также подготовить и статистические данные, касающиеся круга обсуждаемых проблем.

Однако следует помнить, что такое предварительное распределение ролей придает обсуждению некий игровой, искусственный характер. Использовать регламентацию эффективно при работе с подростками, для старших школьников такой прием нецелесообразен (здесь необходим максимально взрослый вариант, не напоминающий игру). На круглый стол к старшеклассникам могут быть приглашены педагоги (причем круг приглашенных определяют сами учащиеся - обычно это учителя, пользующиеся наибольшим авторитетом). Разновозрастные круглые столы получаются особенно интересными, поскольку предполагают анализ оценок и позиций людей различных поколений, заставляют учащихся взглянуть на проблему иными глазами, помогают лучше понять своих педагогов, старших членов семьи и т.д.

Одной из форм межвозрастной подготовки может стать вернисаж. В подготовке и проведении вернисажа принимают участие дети различных возрастных групп - обычно это младшие школьники и подростки. При этом подростки являются ведущими, младшие школьники - аудиторией.

То, что в качестве ведущих выступают не взрослые люди, а подростки, во многом повышает доверие и интерес младших ребят к предоставляемой информации. Но и для старшеклассников участие в таких проектах оказывается полезным, поскольку в ходе их подготовки происходит формирование личностного отношения к аспектам наркотизма. Сценарий вернисажа может выглядеть следующим образом.

Среди ведущих заранее распределяются роли, например: врач, художник, поэт, милиционер. У каждого из них свой стенд. Младшие школьники, приходящие с экскурсией на вернисаж, последовательно обходят все стенды.

При этом врач объясняет детям, в чем заключается опасность использования наркогенных веществ для физического здоровья человека. Свой рассказ врач может иллюстрировать при помощи специальных плакатов, а также ряда опытов, демонстрирующих влияние наркогенных веществ (главным образом, алкоголя) на живые структуры.

Художник показывает детям плакаты-предупреждения и предлагает принять участие в конкурсе рисунков «Мы сильнее черных братьев». В течение 10-15 мин учащиеся выполняют задание.

Поэт зачитывает младшим школьникам свои стихи «Вредные советы» и предлагает учащимся в стихотворной форме дать ответ.

Милиционер проводит с учащимися ролевую игру по тренировке навыков отказа в ситуациях наркогенного заражения.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации.

Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт и т.п.) не могут быть точно Предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам.

Подготовка такого проекта включает в себя следующие этапы.

Будущие участники знакомятся с начальным сюжетом игры. Он может быть заимствован из известного подросткам литературного произведения, а может быть предложен педагогом. Заранее обговаривается, что сюжет в ходе игры может развиваться произвольно.

Среди участников распределяются роли. Каждый персонаж получает «легенду» - характер, возможное поведение, личные цели и задачи, которые будут решаться в ходе игры, отношения с другими персонажами. Некоторым из участников дается двойная роль - известная всем «маска» и скрываемое от остальных «истинное лицо». Например, шпион, изображающий дачника. О том, что в игре есть персонажи с «двойным лицом», сообщается всем, однако кто это - неизвестно. Поэтому одна из задач, которая ставится перед участниками, заключается в том, чтобы разоблачить «маску». После начала игры каждый из персонажей начинает жить своей жизнью, пытаясь реализовать собственные цели.

Педагог-психолог в ходе игры исполняет роль наблюдателя, вмешиваясь в процесс лишь в крайних случаях, при возникновении серьезной конфликтной ситуации, грозящей остановкой игры.

Игра продолжается до тех пор, пока это интересно ее участникам. После окончания игры проводится ее обсуждение - анализируется поведение каждого из участников, подростки высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

Приключенческо-игровой проект может быть построен и как кукольный спектакль. Такой вариант эффективно использовать в работе с младшими подростками, а также нерешительными подростками, боящимися играть. Здесь кукла выступает в качестве прикрытия, создавая эффект отстраненности исполнителя от поступков и поведения своего персонажа. Исполнитель не боится продемонстрировать свою личную позицию, поскольку оценивать будут не его, а персонаж [50, c. 98-104].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: