Взаимодействие как организация совместной деятельности

Сделать план и конспект

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт 2-х и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их деятельности, поведения, установок, отношений.

Взаимодействие (в узком смысле) – 1) система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных причинной циклической зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией поведения другого. 2) взаимосвязь субъектов в совместной деятельности.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал 2 основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Что касается другого типа взаимодействия – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Соц. психология сосредотачивает свое внимание на 2-х вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Леонтьев называл две основные черты совм. деятельности: разделение единого процесса деят-ти между участниками; изменение деят-ти каждого, т.к. рез-т деят-ти каждого не приводит к удовлетворению его потребности, т.е. «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция - одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целейи интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперацию не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков - совместной кражи и т.д.

Содержание кооперации и конкуренции задается широкой системой деят-ти, куда они включены. Поэтому при исследовании обоих форм взаимодействия недопустимо рассматривать их вне общего контекста деятельности.

 

 

 

 

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия – возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить чистую коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или чистое восприятие.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: “Он на меня давил, но я не поддался”, “Он подстроился под меня” и т. д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий, а кто – ведомый.

Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном [2],
в которой основными понятиями являются “состояния Я” и трансакции,
т. е. единицы общения. Репертуар этих состояний Берн разбил на следующие категории:

– состояния Я, сходные с образами родителей;

– состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

– состояния Я, действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия “ Родитель ”, “ Взрослый ” и “ Ребенок ”. Состояния Я – это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними (таблица).

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла свое применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения.

Таблица

Основные характеристики позиций

Родителя, Взрослого, Ребенка

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
Типичные слова и выражения Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивленное
Поза Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Я-состояние, называемое “Родитель”, хранит в себе информацию, передаваемую из поколения в поколение в форме опыта, пословиц и поговорок, мифов и изречений. А в опыте заключены как величайшие истины, так и совершенные пустяки. Родители и другие авторитарные воспитатели могли поделиться с нами не только своей мудростью, но и распространенными в обществе предрассудками. Вовсе не обязательно следовать именно тому, что заложено в нас авторитетом. Тем не менее мы воспринимаем этот опыт как некую неизменную данность. В Родителе заключена совокупность извне привнесенных норм. В разных жизненных ситуациях он ведет себя и реагирует точно так же, как делали это наши воспитатели. Родитель внутри нас может быть ласковым, оберегающим, понимающим, поддерживающим творческое начало. Но чаще он выступает в роли ментора, читающего морали своему окружению, некоего авторитета, которому одному известно, как следует жить, и посему он с удовольствием поучает других.

Родитель может быть контролирующим и помогающим. Контролирующий Родитель ругается, когда дети опаздывают к ужину, а помогающий – счастлив, что они вернулись домой целыми и невредимыми. Контролирующий пользуется словами и выражениями типа: “правильно” – “неправильно”; “хорошо” – “плохо”; “никогда” – “всегда”; “разумно” – “неразумно”; “что скажут другие?”; “всему есть предел…”; “почему ты не…”; “ты никогда не должен!”.

Помогающий Родитель оперирует такими словами и выражениями, как “бедняжка”, “будь осторожен”, “помни”, “не бойся, сейчас я тебе помогу”, “потерпи, это совсем не больно”.

Своего рода антиподом Родителя является Ребенок, следующее эго-состояние Я. У Ребенка мы обнаруживаем остатки психических состояний, относящихся к поре детства. И он тоже может выступать в разном качестве. Иногда ведет себя “естественно” (как ему в данный момент заблагорассудится), иногда же делает все для того, чтобы порадовать Родителя. Спонтанный Ребенок внутри нас наравне с радостью способен чувствовать бессилие и гнев. В противоположность сухому Родителю с вечными приказаниями и запретами, Ребенок бывает хоть и безответственным и даже неуправляемым, но в тоже время чувствительным, творческим, неспособным на лицемерие и интриганство; иногда, правда, несколько грубоватым, зато открытым для окружающего мира. Когда в нас одерживает верх Ребенок, мы ведем себя, как маленькие. Смех и слезы всегда в нашем распоряжении, речь заполняется междометиями, проявлениями восхищения и удивления, равно как и не подавляемого в себе, нескрываемого, а то и безудержного горя.

Родитель со своими запретами и наставлениями и Ребенок со своим упрямством, эгоизмом, творческим духом, непосредственностью, но вместе с тем и трусоватостью, не могут долгое время жить в мире и согласии. В период, когда мы начинаем активно двигаться (примерно около первого года рождения), давление родительского воспитания начинает усиливаться. Это необходимость, поскольку для ребенка возможность передвигаться увеличивает число грозящих ему опасностей.
Тогда-то и возникает в личности новое качество “Взрослый”. Его задача – рассудить, что есть хорошего в рекомендациях Родителя и что достойно внимания ребенка, и для поддержания статуса-кво выдвинуть свои резоны, найти некий приемлемый для обеих сторон компромисс. Взрослого внутри нас иногда сравнивают с компьютером (возможно по той причине, что возникновение теории трансактного анализа по времени совпадает с начальным этапом в развитии вычислительной техники).

Многие советы и рекомендации Родителя получены. Иные представляются несколько архаичными, в настоящее время неэффективными, либо используемыми в модифицированном виде. Взрослый внутри нас занимается сортировкой того, что еще может пригодиться и что уже не имеет смысла для нас. Он постоянно получает данные из внешней среды и на основе их анализа дает указания, как на них реагировать. Кроме того, Взрослый обладает еще одним исключительным качеством – он умеет “выключать” (но не стирать) неприятные воспоминания. В одних случаях мы от этого выигрываем, поскольку в доступной форме избавляемся от необходимости постоянно носить в своем сознании травмирующие психику впечатления, так или иначе уже ставшие нашим прошлым. В других – невольно забываем о вещах, которые нам полезно было бы помнить. Возможность “выключения” создает благодатную почву для разного рода защитных психических механизмов, позволяющих нам сохранить душевное равновесие и самоуважение, однако в конечном итоге способных создать большие трудности в жизни. Речь идет о забывании тех событий и явлений, о которых мы хотели бы не знать вовсе, вот только окружению нашему они памятны, и порой оно достаточно громко напоминает о них.

Трансактный анализ – это рациональный метод для понимания поведения. Он содержит четыре вида анализа.

Структурный анализ – анализ отдельной личности.

Анализ трансакций –анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.

Анализ игр – анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария – анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие партнеров с позиции ориентации на контроль и понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. “Контролеры” и “пониматели” придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия “контролера” – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия “понимателя” – адаптация к партнеру.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. “Контролеры” всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям вертикального взаимодействия. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Необходимо отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, попавший в общении на самую верхнюю позицию, обязательно в большей степени будет “контролером”, чем если бы он был внизу: положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

· общение, при котором одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: “Вопросы задаю я!”;

· общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои обстоятельства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение происходит с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиций в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения, и вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере




Взаимодействие как организация совместной деятельности

 Понятие межличностного взаимодействия

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовывать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности - интеракция.

Понятие межличностного взаимодействия отражает инструментально-технологическую сторону общения и носит название интерактивная сторона общения.

Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:

  • - максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  • - максимизации собственного выигрыша (мотив индивидуализма);
  • - максимизации относительного выигрыша (мотив конкуренции);
  • - максимизации выигрыша другого человека (мотив альтруизма);
  • - минимизации выигрыша другого (мотив агрессии);
  • - минимизации различий в выигрышах (мотив равенства).

Межличностное взаимодействие разнообразно и состоит из следующих элементов:

  • - действующая личность,
  • - потребность в активизации поведения,
  • - цель деятельности,
  • - метод деятельности,
  • - другое действующее лицо,
  • - результат деятельности.

Взаимодействуя с окружающими людьми по разным поводам, человек выбирает стратегии поведения, соответствующие ситуации, поэтому элементом межличностного взаимодействия является также внешнее окружение или ситуация. Любой действующий индивид не находится в изоляции. Его окружает материальный мир, социальная и культурная среда. Совокупность материальных, социальных и культурных условий и составляет ситуацию, которая выражается в условиях действия и средствах действия. Ни один индивид не осуществляет деятельности без учета ситуации, которая входит в систему межличностного взаимодействия через ориентацию индивидов. Различают оценочную и мотивационную ориентацию индивида на ситуацию. Это означает, что каждый действующий индивид должен оценить свое окружение (других действующих индивидов, условия и средства окружающей среды) и с помощью мотивации внести коррективы в цель и методы осуществления межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие никогда не происходит мгновенно. Для ее осуществления в сознании действующего лица должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Любое действие начинается с возникновения у индивида потребности, это могут быть, например, физические потребности (в пище, сне и др.), потребности в безопасности, общении, достижении определенного статуса и др. Потребность актуализирует определенные мотивы. Актуализирующиеся мотивы вызывают интерес. Развитие интереса приводит к появлению у индивида цели. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, что означает потенциальную готовность к совершению действий. Таким образом, механизм социального взаимодействия состоит из потребности, мотивации и самого действия. Этот механизм можно представить в виде следующей формулы: Потребность + Мотив + Интерес = Взаимодействие.

2. Классификация взаимодействия и поведение в совместной деятельности

Классификация взаимодействия в основе имеет количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно ей различают взаимодействие между:

  • · группами,
  • · личностью и группой,
  • · двумя личностями (диада).

A.H.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

  • · разделение единого процесса деятельности между участниками;
  • · изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.

Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью, которая составляет необходимое условие всякого взаимодействия. Но для того чтобы установилось сотрудничество, нужна полная и всесторонняя информация об условиях, задачах, способах решения поставленных задач и других обстоятельствах, связанных с достижением общей цели. Полная информация об условиях деятельности стимулирует сотрудничество и желание помочь друг другу.

Итак, в совместной деятельности необходимы:

  • - искреннее сотрудничество;
  • - информированность обо всем, связанном с достижением цели;
  • - оптимальный стиль поведения.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента:

  • а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их с собственными планами;
  • б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;
  • в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Различают три основных стиля взаимодействий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель - не изменить другого в общении, а поддержать связь с социумом, подкрепить представление о себе как о члене общества в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» - отвечать: «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Несоблюдение ритуала порождает предположение о некомпетентности человека, о его неумении соблюдать «правила игры» (например, длительное топтание гостя в прихожей, когда встреча давно уже закончена, может вызвать негативную оценку поведения с точки зрения принятых норм). Характерными особенностями ритуального стиля являются ненаправленность, неинформированность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. Ритуальный стиль не затрагивает важнейших проблем и интересов человека, но оно необходимо человеку.

Манипулятивный стиль имеет целью использовать партнера по общению в своих целях и проявляется, когда цель взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в обучении и воспитании. При манипулятивном стиле важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию. Для осуществления манипуляции применяется широкий набор средств, таких, как отвлечение внимания, перехват инициативы и др.

Гуманистический стиль имеет целью не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Данный стиль позволяет удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуации взаимодействия.

При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи - от стремления понравиться до запугивания. Нельзя однозначно сказать, какой из названных стилей «хорош» или «плох»: в разных ситуациях и при различных позициях участников взаимодействия возможны разнообразные комбинации стилей поведения. Самым же главным для эффективного взаимодействия остается адекватное согласование всех трех компонентов - позиции, ситуации и стиля.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели:

  • 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других -- «совместно-индивидуальная деятельность» (пример -- некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);
  • 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником -- «совместно-последовательная деятельность» (пример -- конвейер);
  • 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными -- «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример -- спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро).

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: