Основные формы международных экономических отношений

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких, как угроза ядерной катастрофы, экологическая проблема, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное развитие, если не втянута в орбиту мирохозяйственных связей.

Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики.

В соответствии с данными классификационными признаками можно выделить "промышленно развитые" и "новые индустриальные" страны; "высокодоходные государства", экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Различают страны с развитой, развивающейся рыночной экономикой, а также страны с нерыночной экономикой. Для сравнения достижений государств используется итоговый показатель - валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения. Несмотря на попытки некоторых государств жить в условиях национальной экономической самообеспеченности ("автаркии"), движение товаров, услуг, денежных платежей оказывается сильнее воздвигнутых барьеров.

В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах:

- международная торговля товарами и услугами;

- межгосударственная кооперация производства;

- обмен в области науки и техники;

- движение капиталов и зарубежных инвестиций;

- миграция рабочей силы;

- валютно-кредитные отношения.

Во всем мире международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах.

Существуют абсолютные и относительные преимущества разных стран в производстве различных товаров. Абсолютные преимущества имеют страны, в которых есть огромные запасы полезных ископаемых или климат, позволяющий только им выращивать плоды и овощи. Но даже если страна не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для нее, потому что каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда не ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран. Именно этот товар страна будет экспортировать в обмен на другие. Сравнительные преимущества - главный двигатель международной торговли.

Экспорт - вывоз товаров из страны для продажи в других государствах.
Импорт - ввоз в страну товаров из-за границы. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с другими странами.

 


Назначение и структура бизнес-плана

Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, малый бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании. Точное планирование является одной из наиболее важных составных частей успешного бизнеса. С помощью плана можно предвидеть проблемы, и таким образом вы будете в состоянии преодолеть их в будущем, так как будете готовы принять правильные реше­ния, чтобы избежать ошибок. В то же время вы будете лучше подготовлены для использования своих новых возможностей.

Каждый раздел представляет собой рабочую тетрадь. Отвечая на ряд вопросов и заполняя таблицы, вы будете разрабатывать содержание бизнес-плана. Но заметьте, что вам еще придется поработать с содержанием, чтобы привести его по стилю и форме в полное соответствие с заключительным документом, т.е. таким, с которым вам будет удобно работать.

В рыночной экономике на каждом предприятии при его создании либо на переломных рубежах развития (расширение, выход на новые рынки, приватизация, привлечение крупных инвестиций и т.п.) разрабатываются стратегические планы деятельности, называемые бизнес-планами. Бизнес-план представляет собой документ, всесторонне отражающий все аспекты предполагаемой деятельности предприятия в течение определенного периода, как правило, одного года, и укрупнено на 2 - 3 следующих года без детализации, характеризуя основные направления деятельности и важнейшие результаты.

Цель разработки бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бизнес - план может выполнять три главные функции:

· основы разработки концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного и финансового планов;

· способа оценки фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроля выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов;

· необходимого условия привлечения инвестиционного капитала и других заемных средств, особенно при создании нового предприятия.

Бизнес-план позволяет:

· охарактеризовать технический, производственный, кадровый и экономический потенциал действующего или создаваемого предприятия, а также состояние рынков, с которыми оно связано;

· сформулировать цели, задачи и стратегию предстоящей деятельности с учетом возможных трудностей;

· оценить потребность в финансовых ресурсах, затраты на производство, сбыт, управление, научные исследования, разработки и ожидаемую прибыль.

Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновывают идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков.

Разработку бизнес-плана проводят в несколько этапов:

1. Подготовительный (организационный) этап, в процессе которого определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы.

2. Составление текста по разделам, их компановка и сведение в единый взаимосвязанный документ.

3. Обсуждение бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций. Авторы разделов изучают и обобщают все отзывы и по каждому обоснованному замечанию готовят аргументированное заключение. После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке, либо о разработке нового варианта.

4. Заключительный, на котором выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.)

По своему характеру бизнес- план является не только особым плановым документом, но и своеобразным средством рекламы. Поэтому его содержание и стиль изложения должны быть строго регламентированы, имеющаяся в нем информация должна быть по возможности конкретной и внушать оптимизм. Показывая различные риски, не следует акцентировать на них особое внимание, чтобы у возможных инвесторов не возникло ощущение неуверенности в эффективной реализации бизнес - плана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: