Международные стандарты управления качеством

Сегодня всё больший интерес у прогрессивных руководителей российских компаний вызывает возможность организации работ по обеспечению гарантии качества собственной продукции или услуг в соответствии с международной системой качества ISO. Это не просто модное веяние, а скорей необходимость, продиктованная временем. Борьба за потребителя заставляет компании всё больше уделять внимание качеству своего продукта. К тому же выход российского бизнеса на международный рынок также является очень веской причиной по внедрению системы качества. Некоторые волгоградские фирмы уже сертифицировались по международным стандартам ISO 9000, многие собираются это сделать, поэтому тема интересная, и будет неправильно обойти её вниманием.

Причиной создания международной системы стандартов качества послужила глобализация мировых хозяйственных связей, которая в свою очередь потребовала от национальных стандартов совместимости и взаимозаменяемости. Поэтому сейчас стандарты серии ISO 9000 содержат те минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие, или какую услугу она оказывает.

На сегодняшний момент потребители во всём мире знают, что если система управления качеством, применяемая компанией-поставщиком, соответствует требованиям стандартов ISO, то этот факт является убедительным доказательством того, что он получит действительно качественную продукция или услугу.

С появлением стандартов на системы качества появилась универсальная мера сравнения, позволяющая оценить, какие поставщики удовлетворяют установленным минимальным требованиям, а какие нет. И даже если какой-то потребитель выставлял более высокие требования, чем предусмотрено стандартом, то он скорее предпочитал вести разговор с тем поставщиком, который уже имел сертификат на стандартную систему качества, чем с кем бы то ни было ещё. Те потребители, чьи требования укладывались в рамки стандартных, сразу могли заключать сделки с сертифицированными поставщиками без дополнительных проверок, если, конечно, система качества соответствовала тому стандарту, требования которого потребитель считал достаточными, и сертификат был выдан той организацией, которой он доверяет.

Международные стандарты семейства ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на эффективном управлении всеми процессами на предприятии, которые влияют на качество продукции и удовлетворённость потребителя. Стандарты семейства ИСО 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предприятию предстоит выполнить. Данные международные стандарты не описывают, как достичь решения этих задач, но представляют такой выбор руководству предприятия.

 

Основные принципы систем менеджмента качества.

Стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2006 определены восемь принципов управления менеджмента качества, для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.

Для успешного руководства и функционирования организации необходимо направлять (ориентировать) ее и управлять систематически и прозрачно (и постоянно управлять ею в правильном направлении и оптимальным способом). Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, разработанной для постоянного улучшения деятельности (организации) с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.

Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации:

Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Роль руководства

Руководители обеспечивают единство цели организации и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс.

Применение принципа "Процессный подход" обычно проявляется в следующих действиях:

- Применение структурированных методов для определения ключевых видов деятельности, необходимых для получения желаемого результата

- Установление ясной ответственности и отчетности для руководства ключевыми видами деятельности

- Понимание и измерение возможностей ключевых видов деятельности

- Определение внутренних и внешних взаимосвязей между функциями организации

- Сосредоточенность руководства на таких факторах, как ресурсы, методы и материалы, которые улучшают ключевые виды деятельности организации

- Оценивание рисков, последствий и воздействий для потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон.

Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель организации.

Применение принципа "непрерывное улучшение" обычно приводит к следующим действиям:

- Использование согласующегося подхода к непрерывному улучшению во всей организации

- Предоставление работникам возможности обучения методам и средствам непрерывного улучшения

- Превращение принципа непрерывного улучшения продукции, процессов и систем в цель для каждого работника организации

- Установление целей по управлению и измерению хода непрерывного улучшения

- Признание и подтверждение улучшений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: