Теоретический материал

Потребность в изучении профессиональной деятельности возникла уже в начале XX в., в связи с развитием технического прогресса и стремлением к наиболее экономически эффективному использованию его достижений в народном хозяйстве.

Изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление — описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

Отрасль знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией.

Профессиография — это технологии изучения, опи­сания и проектирования профессий с учетом психо­физиологических, психологических и социаль­но-экономических требований, предъявляемых про­фессиональной деятельностью к работнику.

Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу.

 Результаты профессиографирования оформляют­ся в профессиограмме

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию.

Психограмма —характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста. Это психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых данной профессией.

Психограмма составляется с начала XX столетия как обобщенный психологический портрет конкретного человека. Методики, как составить психограмму, нередко используются современными работодателями для выявления у соискателя работы необходимых психологических качеств, требуемых для полноценной реализации профессиональных задач.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Некоторые исследователи полагают, что психограмма должна отвечать более жестким требованиям, а именно:

1) отражать необходимые и некомпенсируемые свойства, предъявляемые к любому среднему работнику;

2) отражать желательные свойства, определяющие возможность достижения высшего уровня профессионализма.

Психограмма есть описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней.

 

      2. Практическая работа.

Для защиты практической работы выполните следующие задания:

 

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

А) назовите причину изучения профессиональной деятельности

Б) назовите два направления изучения профессиональной деятельности

В) как называется наука, изучающая профессии?

Г) что означает термин профессиограмма?

Д) какую информацию включает в себя профессиограмма?

Е) кто на предприятиях составляет профессиограммы?

Ж) что означает термин психограмма?

З) в каком веке стали составлять профессиограммы и психограммы?

И) кто составляет психограммы?

К) какую информацию должны отражать психограммы?

Л) на какой вопрос ответит профессиограмма работнику?

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Практическая работа защищена с оценкой ……………………… ……………………….

 

 

Практическая работа №2 Составление профессиограммы и психограммы

 

Цели урока: выявить у обучающихся уровень теоретических знаний по выбранной профессии (специальности);

- научить составлять профессиограмму и психограмму выбранной профессии

 

Задание 1. Составить профессиограмму по следующей схеме (приложение 1)

1. Общая характеристика профессии

2. Родственные профессии

3. Сферы профессиональной деятельности

4. Классификация профессии

5. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

6. Медецинские противопоказания

7. Требования к профессиональной подготовке (знания, умения)

8. Условия труда

9. Профессиональные риски

10. Требуемое профессиональное образование

11. Образовательные учреждения

12. Карьерный рост

 

2. Задание 2. Составьте собственную психограмму

 

Приложение 2

 

Приложении 1

 

Профессия электромонтер

Появилась в конце XIX века в связи с началом массового применения электричества в быту и на производстве благодаря бурному развитию электротехники (в том числе, благодаря изобретению Томасом Эдисоном электрической лампочки).

Электромонтер – квалифицированный специалист, занимающийся ремонтом и общим техническим обслуживанием электрооборудования и электрических приборов (в том числе систем вентилирования и кондиционирования) в процессе их эксплуатации.

Электромонтеры контролируют работу электрооборудования, и по мере необходимости производят текущий ремонт в рамках своей квалификации.

 

Электромонтеры выполняют такие работы, как:

· обеспечение бесперебойной работы оборудования (в том числе, диагностика механических и электрических схем, устранение выявленных неисправностей, профилактическая промывка деталей и чистка контактов);

· изучение условий работы электротехники с целью выявления причин преждевременного износа и принятие мер по их устранению;

· проведение инструктажа для лиц, которые непосредственно работают с электроприборами, о правилах эксплуатации и технике безопасности;

· участие в монтаже и установке электрооборудования;

· составление заявок на приобретение запасных частей и специального инструмента;

· освоение и внедрение прогрессивных методов технического обслуживания подконтрольных устройств.

 

 

Электромонтер должен быть физически крепким, выносливым и обладать такими личностными качествами, как:

стрессоустойчивость; внимательность; ответственность; аккуратность; развитое образное и наглядно-действенное мышление; хорошее зрение и цветоразличение; креативность; способность быстро и правильно реагировать во внештатных ситуациях; превосходное чувство равновесия; исполнительность; педантичность; дисциплинированность.

 

Настоящий профессионал должен обладать реальными знаниями в области физики, химии, электромеханики, общей энергетики, производства электроэнергии, электроснабжения, электроники, метрологии, информационно-измерительной техники и т.д.

 

Весомым преимуществом профессии электромонтера является востребованность. Такие специалисты нужны всегда и везде, независимо от того частный это сектор или промышленно-производственный комплекс. Соответственно, молодым специалистам достаточно легко устроиться на работу, которая будет приносить не только удовольствие, но и пользу людям.

Привлекает в этой профессии не только возможность легкого трудоустройства, но и вполне приличный уровень оплаты. На сегодняшний день среднемесячная зарплата электромонтеров в России составляет около 30-40 тысяч рублей. Кроме того, хороший специалист имеет возможность получать дополнительный заработок, оказывая услуги частным образом. А по-настоящему талантливые и предприимчивые электромонтеры могут даже создать собственную компанию по предоставлению профильных услуг.

Еще одним преимуществом профессии электромонтера можно смело назвать беспроблемность получения образования, поскольку соответствующие учебные заведения имеются практически в каждом городе и поступить в них достаточно легко.

 

Говоря о недостатках профессии электромонтера, прежде всего, нужно упомянуть стрессовые и небезопасные для жизни человека условия труда. Мало того, что любое неосторожное движение может стоить если не жизни, то здоровья, так еще и устранять неисправности часто приходится в состоянии стрессового напряжения, когда каждая минута на счету.

Несмотря на что, электромонтеры, как правило, работают посменно (то есть, по фиксированному рабочему графику), в случае аварии или возникновения внештатной ситуации специалистам приходится выходить на работу. Другими словами, даже если у электромонтера выходной он должен быть морально готов к тому, что его могут в любой момент вызвать на работу.

 

Родственные профессии: плотник, слесарь, инженер-электрик, строитель

Электромонтёр оперативно – выездной бригады Электромонтёр по обслуживанию электрооборудования электростанций Электромонтёр по обслуживанию подстанций Электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций Сферы профессиональной деятельности: обслуживание, строительство, промышленность

 

Классификация профессии:

Профессия электрика относится к типу:

«Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание электрических систем и оборудования.

Дополнительный тип профессии:

«Человек- Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.

В профессии электрика сочетаются умственный и физический труд, эвристический (творческий) и исполнительский классы работ. Электрик анализирует и сопоставляет множество факторов, а также действует согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.

Электромонтеры выполняют работу, как на открытом воздухе, так и в помещениях

 

Рабочая поза, преобладающие движения при труде

Электромонтёр может работать сидя, стоя на стремянке, на столбе. Преобладающие движения – это работа руками устранение неисправности в электрооборудованиях.

Электрики могут работать самостоятельно или в составе коллектива. Рабочий день проводят в основном в помещении. При выполнении монтажа оборудования работа происходит вне помещения, на открытом воздухе.

Электрики используют ручные средства труда, автоматические и измерительные приборы. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Как правило, электрики работают в специальной форме. При работе с электричеством необходимо строго соблюдать технику безопасности.

 

Профессиональные риски

Работа с электричеством относится к числу особо опасных. При этом электрик отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих. Электрикам часто приходится работать на высоте, поэтому велик риск травматизма.

 

Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для отдельных специальностей лицам с выраженными болезнями сердца, легких, сосудов, глаз, нервной системы. В зависимости от условий и тяжести труда по ряду специальностей допустимы обучение и труд при наличии некоторых сердечных заболеваний (без расстройства кровообращения), гипертонической болезни первой и второй степени, близорукости малой и средней степени.

 

Профессионально важные качества

- хорошая координация движений.

- развитое пространственное воображение.

- логическое мышление.

- техническое мышление.

- высокий уровень устойчивости и концентрации внимания.

- хорошая реакция.

 

Электрик должен хорошо знать: технические характеристики, конструктивные особенности, назначение электрооборудования, бытовых машин и приборов; режимы работы и правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования; правила организации наладки, испытания, эксплуатации, обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники.

Электрик должен уметь:

· выполнять работы по технической эксплуатации, обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования, по обслуживанию и ремонту бытовой техники;

· осуществлять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;

· пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора материалов, оборудования, измерительных средств и др.

Для овладения профессией «Электрик» необходимо среднее профессиональное образование по одной из специальностей, связанных с эксплуатацией электрического оборудования.

 

Приложение 2

 

НАЗВАНИЕ ПВК

ТИПЫ ПСИХОГРАММ

зрительное восприятие

слуховое восприятие

память

внимание

воображение

технический интеллект

словесно-логический интеллект

оргаизаторские способности

устная речь

общительность

самоконтроль

психомоторика

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

психограмма профессионала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровень собственных способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа защищена с оценкой ……………………… ……………………….

 

 

Практическая работа №3 Влияние способностей на выбор профессии

 

Цель занятия:

- показать взаимосвязь интересов, склонностей и выбором профессии

- развить аналитическое мышление

- сформировать интерес к выбранной профессии

 

1. Теоретический материал

О профессиональной пригодности, можно судить по объективному критерию — успешному овладению профессией и субъективному — удовлетворенности трудом. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а так же склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний и умений, определяющих квалификацию и мастерство. Основой профессионально важных качеств являются специальные способности. Диагностика специальных способностей в большинстве случаев преследует цель прогнозирования будущей профессиональной успешности претендента на профессию. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов: профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценки и т. д. Все эти факторы не могут быть учтены при тестовом обследовании персонала. Низкий уровень развития способностей, в свою очередь, далеко не всегда является препятствием для овладения профессией.

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

Для самореализации в профессиональном плане, прежде всего, имеют значение интересы, склонности, которые обозначают как «хочу» и способности человека «могу». Кроме того, необходимо знать и учитывать рынок труда – «надо».

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.

Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Интересы различают:
1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

2. по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные);

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.
Склонность — это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Склонность имеет следующие признаки и проявления:

- длительное и устойчивое стремление человека к определен­ной деятельности;

- успешность выполнения этой деятельности;

- стремление к творчеству и творческий характер деятельно­сти;

- проявление устойчивого интереса к определенной области знаний;

- стремление к постоянному накоплению этих знаний.

Если эта деятельность связана с какой-либо профессией, то эти склонности будут называться профессиональными.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).

Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).

Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

Виды способностей

Общие Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.
Специальные Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.

                                            

  Интеллект (интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида) проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению.

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.
Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

 

 

Практическая работа. Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

1. какие условия необходимы для успешного овладения профессией?

2. для чего необходима диагностика профессиональных знаний?

3. какие факторы влияют на формирование пригодности к профессии?

4. что означает термин «интерес»?

5. что означает термин «интерес» применительно к профессии?

6. чем обусловлены интересы?

7. какие интересы бывают по длительности?

8. что означает термин «склонность»?

9. назовите признаки и проявления склонностей

10. что означает термин «способности»

11. для чего важны специальные способности?

12. приведите примеры общих способностей

13. в чем проявляется интеллект?

14. от каких факторов зависит уровень интеллекта?

15. назовите высшие уровни развития способностей.

 

Задание 2. Тестирование с целью выявления способностей

Тест 1. Прочитайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится. Если сомневаетесь – поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее результат.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
                   

 

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены   Мне нравится 1. узнавать об открытиях в области физики и математики 2. смотреть передачи о жизни растений и животных 3. выяснять устройства электроприборов 4. читать научно-популярные технические журналы 5. смотреть передачи о жизни людей в разных странах 6. бывать на выставках, концертах, спектаклях 7. обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом 8. наблюдать за работой медсестры, врача 9. создавать уют и порядок в доме, кабинете, техникуме 10. читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях 11. заниматься математическими расчетами и вычислениями 12. узнавать об открытиях в области химии и биологии 13. ремонтировать бытовые электроприборы 14. посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники 15. ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах 16. читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах 17. участвовать в общественной жизни техникума, города 18. объяснять одногрупникам учебный материал 19. самостоятельно выполнять работу по хозяйству 20. соблюдать режим, вести здоровый образ жизни 21. проводить опыты по физике 22. ухаживать за животными и растениями 23. читать статьи об электронике и радиотехнике 24. собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды 25. коллекционировать камни, минералы 26. вести дневник, сочинять стихи и рассказы 27. читать биографии известных политиков, книги по истории 28. играть с детьми, помогать делать уроки младшим 29. закупать продукты для дома, вести учет расходов 30. участвовать в военных играх, походах 31. заниматься физикой и математикой сверх программы 32. замечать и объяснять природные явления 33. собирать и ремонтировать компьютеры 34. строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере 35. участвовать в географических, геологических экспедициях 36. рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях 37. следить за политической жизнью в стране и за рубежом 38. ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели 39. искать и находить способы зарабатывания денег 40. заниматься физической культурой и спортом 41. участвовать в физико-математических олимпиадах 42. выполнять лабораторные работы по химии и биологии 43. разбираться в принципах работы электроприборов 44.разбираться в принципах работы механизмов 45. «читать» географические и геологические карты 46. участвовать в спектаклях, концертах 47. изучать политику и экономику других стран 48. изучать принципы поведения людей, строение человеческого организма 49. вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет 50. участвовать в спортивных соревнованиях   Обработка результатов. Десять колонок с номерами вопросов в бланке – это десять возможных направлений профессиональной деятельности 1 – физика и математика 2 – химия и биология 3 – радиотехника и электроника 4 – механика и конструирование 5 – география и геология 6 – литература и искусство 7 – история и политика 8 – педагогика и медицина 9 – предпринимательство и домоводство 10 – спорт и военное дело

Тест 2. Выявление профессиональной сферы

Инструкция

Внимательно прочтите вопрос. На него вы должны дать три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в вопросе:

· делаю, как правило, хорошо - 2;

· делаю средне -1;

· делаю плохо (совсем не умею) -0.

Какие эмоции возникали у вас в процессе выполняемых действий:

· положительные (приятно, интересно, легко) -2;

· нейтральные (все равно) -1;

· отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)-0.

Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:

· да -2;

· все равно - 1;

· нет - 0.

 

Свои оценки в баллах вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопрос). В каждую клетку таблицы вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала ваше "Умение" (1), затем - "отношение" (2) и после - "желание" (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: "часто", "легко", "систематически" и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно его вы и оцените в "Листе ответов" тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите!

 

 

Вопросы

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.)

3. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не "выливать" на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить изделия своими руками из дерева, металла, ниток, засушенных растений.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он хочет знать, даже если приходится повторять несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать разные электрические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Тратить свое свободное время преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и летки), лечить, дрессировать.

24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет; уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мгновенно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную" работу, писать, вписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфические запахи.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух. 

 

 После ответов на все вопросы подсчитывается по вертикали общая сумма баллов в каждой колонке, которую набрали отдельно "умение", "отношение" и "желание". Каждая колонка соответствует одной из пяти профессиональных сфер (по Е. А. Климову):

первая колонка - "человек - знаковая система";

вторая - "человек - техника";

третья - "человек - природа";

четвертая - "человек - художественный образ";

    пятая - "человек - человек".          

                                                                                          

  1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3   1 2 3
1       2       3       4       5      
6       7       8       9       10      
11       12       13       14       15      
16       17       18       19       20      
21       22       23       24       25      
26       27       28       29       30      
31       32       33       34       35      
36       37       38       39       40      
41       42       43       44       45      
46       47       48       49       50      
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа защищена с оценкой ……………………… ……………………….

 

Практическая работа №4 Составление Трудового договора, резюме

 

Цель занятия: изучить содержание типового трудового договора, научиться составлять трудовой договор, отработать навыки составления резюме.

Оборудование: бланк трудового договора, бланк резюме

 

Задание 1. Составьте трудовой договор








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: