Семинар 1. Введение в дисциплину «Социология». Социология как наука об обществе и социальном мире человека

 

Ключевые понятия и категории: социология, объект социологии, предмет социологии, уровни социологического знания, специальные социологические теории, функции социологии,  общество, социальное, социальные отношения, личность, социальный статус, социализация личности.

  План

1. Объект и предмет социологической науки.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Взаимосвязь социологии с другими науками. Функции социологии, ее роль в формировании и развитии социально-личностных и социально-профессиональных компетенций студентов.

4. Общество как система: сущность, основные признаки и характеристики. Важнейшие подсистемы общества.

5. Общество и личность. Процесс социализации личности.

 

Вопросы для дискуссии и задания для самоконтроля и повторения

1. Какие науки помимо социологии изучают общество?

2. Что изучает социология?

3. Что является объектом и предметом социологии?

4. Определите уровни социологического знания. Как соотносятся теоретическая и эмпирическая социология?

5. В чем состоит сущность основных функций социологии?

6. Дайте определение понятия «общество».

7. Каковы основные признаки общества?

8. Как соотносятся понятия «страна», «государство», «общество»?

9. Охарактеризуйте основные подсистемы общества.

10.Дайте определение понятия «личность».

11.В чем специфика социологического подхода к изучению личности?

12.Какие социологические теории личности Вы знаете?

13.В чем состоит сущность понятия «социализация»? Охарактеризуйте основные этапы социализации личности.

14.Что такое «социальный статус» и «социальная роль»?

15.Напишите эссе на тему «Информационное общество – общество будущего или общество без будущего».

16.Напишите свою социальную биографию.

Примерные темы рефератов и сообщений

1. К вопросу о предмете социологии.

2. Возрастание роли социологических знаний в современном обществе.

3. Понятие общества в истории социологической мысли.

4. Ноосферное общество.

5. Даниел Белл – теоретик постиндустриального информационного общества.

6. Цифровая трансформация общества в Беларуси.

7. Основные социологические теории личности.

8. Социализация личности. Феральные люди.

9. Статусно-ролевой набор студента.

10. Роль социологии в формировании социально-личностных компетенций студентов и молодых специалистов.

Литература

1. Бабосов, Е.М. Возрастающая роль креативной личности в развитии сетевого общества // Е.М. Бабосов // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. – 2017. – №1. – С. 4–10.

2. Бабосов, Е.М. Современный социум: характер и направленность развития / Е.М. Бабосов,Ч.С. Кирвель, О.А. Романов. – Минск: Четыре четверти, 2013. – 728 с.

3. Лазаревич, А.А. Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич. – Минск, 2006. – 392 с.

4. Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки / М.Н. Руткевич. – СПб., 2001. – 444 с.

5. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М., 2005. – 696 с.

6. Наумова, Н.Ф. Философия и социология личности /
Н.Ф. Наумова. – М., 2006. – 575с.

7. Немировский, В.Г. Социология человека: от классических к постклассическим подходам / В.Г. Немировский. 2-е изд. – М., 2008. – 302 с.

8. Новик, Е.К. Социально-гуманитарное знание и образование: парадоксы развития / Е.К. Новик // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. – 2018. – №1. – С.105–112.

9. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социол.  исследования.  – 2007. – № 2. – С. 32–39.

10. Мнацаканян, М.О. Постмодернизм и судьбы социологии как самостоятельной общественной науки / М.О. Мнацаканян // Социол.  исследования. – 2016. – № 9. – С. 134–140.

11.Янчук, В.А. Социология + экономическая теория = экономика? О модулях обществоведения в вузах / В.А. Янчук // Беларус. думка. – 2014. – №11. – С.66–69.


Семинар 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства

Ключевые понятия и категории: социальная структура, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная общность, социальная группа, социальные классы, средний класс, предпринимательский слой, прекариат, социальная мобильность.

План

    1. Понятие социальной структуры общества. Виды социальных общностей. Типология социальных групп.

    2. Теории социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации.

     3. Социальная структура современного белорусского общества. Проблема среднего класса и предпринимательского слоя в постсоветском обществе.

4. Социальная мобильность: понятие и виды.

Вопросы для дискуссии и задания для самоконтроля и повторения

1. Что такое социальная структура общества?

2. Каковы основные признаки социальной группы?

3. Каково значение понятия «референтная группа»? Почему для конкретного индивида референтная группа и группа, в которой он реально состоит, могут не совпадать? Каково значение референтных групп для отдельного индивида и общества в целом?

4. Какой группой является семья – формальной или неформальной? Может ли группа в одно и то же время обладать признаками формальной и неформальной группы?

5. В чем заключается сущность социальной стратификации?

6. Каковы критерии социальной стратификации?

7. Почему экономический критерий стратификации (доход, богатство) правомерно считать основным? Можно ли сказать, что экономический признак является ключевым только для современных обществ?

8. Какие исторические типы стратификации Вам известны?

9. Какой профиль имеет стратификация современного западного и постсоветского общества? В виде каких геометрических фигур ее можно изобразить?

10. Почему средний класс является гарантом стабильности общества?

11. Каким образом государство может регулировать стратификацию общества?

12. Какие виды социальной мобильности присутствуют в современном обществе?

13. Приведите примеры социальной мобильности из белорусских и русских народных сказок.

    Блиц-опрос по ключевым понятиям. Преподаватель предлагает студентам закончить фразы: «Социальная общность – это…», «Стратификация – это…», «Основные критерии стратификации – это…», «Для закрытой системы стратификации характерно…» и т. д. Целесообразно проводить в начале занятия. Время проведения – 5–7 минут.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: